Аналитика

Смерть и воскресение Сталина

Официальная версия событий 70-летней давности такова: 1 марта 1953 года на ближней даче с И.В. Сталиным случился апоплексический удар, он же инсульт. 4 марта было объявлено о его тяжёлой болезни, тогда же появился медицинский термин «дыхание Чейна — Стокса», что людьми, сведущими в медицине, было истолковано в том смысле, что состояние вождя безнадёжно.

Впрочем, даже и не медики поняли, что само публичное объявление об инсульте означает, что Сталин при смерти, если вообще уже не умер. Согласно официальной версии, смерть наступила в 21:50 5 марта. 6-го было объявлено о его смерти и наступила эра диадохов.

Кончина вождя, правившего более 30 лет, вызвала множество толков, которые не прекращаются и по сей день.

Говорят, что соратники оставили разбитого инсультом вождя и он более суток — а при ударе каждая минута на счету — пролежал без медицинской помощи. Другая версия списана со «Смерти Иоанна Грозного». Годунов, узнав от царского лекаря, что

«Сосуды,

Которые проводят кровь от сердца

И снова к сердцу, так напряжены,

Что может их малейшее волненье

Вдруг разорвать»,

решается вызвать такое волнение. Иоанн восклицает:

«Ты смеешь мне в глаза — злодей! — Ты — ты —

Я понял взгляд твой! — Ты меня убить —

Убить пришёл! — Изменник! — Палачей!» —

и умирает.

В качестве Годунова, спровоцировавшего удар, одни называют Хрущёва, другие — Берию, третьи — весь коллектив Политбюро.

Конечно, ручаться ни за что нельзя. Наверху ходили слухи о новой чистке, и соратники могли явить мужество отчаяния. В духе 9 термидора.

С другой стороны, всё могло объясняться и сугубо естественными причинами. От апоплексического удара умер его предшественник В.И. Ленин, президент США Вильсон стал инвалидом, и, кстати, все члены «Большой тройки» скончались от удара. Сперва Рузвельт, затем Сталин, затем, уже в 1965 году, — Черчилль. Причём первый удар случился с британским премьером ещё в 1951 году.

Удар в 1953 году тоже был у Сталина не первый, так что, возможно, всё дело в давлении.

Возможно, изобилие конспирологических версий связано с верой в то, что божество (доброе или злое — неважно) не может просто так умереть от кровоизлияния в мозг. Потребны иные причины.

Возможно же, к таким версиям склонял исторически почти мгновенный отказ от сталинского наследия.

От чисто бытового — прекращение ночной работы министерств, прежде подстраивающихся под сталинский распорядок дня, открытие на Красной площади ГУМа — до менее бытового. Прекращение «дела врачей», сильные маленковские послабления колхозам, отказ от антирабочего законодательства, бериевская амнистия уголовникам, казнь самого Берии, затем массовый отпуск на волю политических. В международных делах — перемирие в Корейской войне, робкая разрядка с Западом, «дух Женевы», деоккупация Австрии.

Доклад Хрущёва о культе личности, произнесённый на XX съезде, т. е. в начале 1956 года, через три года после смерти Сталина, был не простой вылазкой взбалмошного Никиты, но уже подведением итогов большой работы по демонтажу сталинской системы. Причём работы, в которой в той или иной мере поучаствовали все диадохи. Недаром албанские, китайские и прочие зарубежные коммунисты-ортодоксы, осуждая Кремль, ставший на путь ревизионизма, не особо выделяли Хрущёва как главного ревизиониста. В качестве таковых оказывались все.

Что наводит на мысль, что десталинизация, наступившая после 1953 года, была плодом широкого общественного согласия. От рядового колхозника до члена Политбюро. У всех были причины поддерживать послабления. Что, впрочем, не исключало ни обострения классовой борьбы (помягчение и обострение всегда ходят рука об руку), ни жестокой схватки сталинских диадохов. Но лозунгом «При нас всё опять будет как при дедушке» не пользовался никто. Очевидно, от понимания, что такой лозунг будет непопулярен.

Осторожное же «Да, был культ, но была и личность» — это несколько из другой оперы. Возобновления посадок и казней не хотел никто, ибо все помнили ещё совсем недавнее прошлое.

За прошедшие с тех пор десятилетия, конечно же, появилась сталинская легенда — как в XIX веке после смерти Бонапарта явилась легенда наполеоновская. Но одно дело — недовольство современным разложением и тоска по идеализированному былому величию, другое дело — желание вернуть счастливую сталинскую Аркадию в полном объёме. Ибо в этой счастливой Аркадии были и довольно неприятные вещи. И это ещё очень мягко сказано.

Будь наша внешняя и внутренняя жизнь более мирной, т. е. отсутствуй в ней герои Украины и их западные друзья, столь отвратительные, какими они являются нынче, равно как и не докатись либеральная оппозиция (эмиграция тоже) до совсем уже очумелой ненависти к России и русским, сталинская легенда также пребывала бы в фоновом состоянии:

При Аскольде жили деды

«Веселей своих внучат.

Как простую пили воду

Мёд и крепкое вино», etc.

Но когда хохлы, ляхи, певцы и артисты являются такими, какие они есть сейчас, то есть прямой мерзостью перед Господом, это до крайности оживляет сталинскую легенду, очень прибавляя ей в силе и злокачественности. Люди начинают открыто и публично мечтать о массовых арестах и казнях. И ещё о многих других приметах того времени.

И не допускать, чтобы ярость благородная переходила в откровенное людодёрство, есть насущная задача благонамеренного любителя отечества, поминающего события 70-летней давности.

Максим Соколов
Родился в 1959 году. Известный российский публицист, писатель и телеведущий, автор книг «Поэтические воззрения россиян на историю», «Чуден Рейн при тихой погоде», «Удовольствие быть сиротой».