Новости

Антифашисты Кононовичи: «Сила в правде, брат»

Братья Александр и Михаил Кононовичи уже много раз попадали под удар неонацистов и националистов из радикальных организаций. Каждый такой эпизод – очередное подтверждение: нацизм на Украине не только есть, но и поощряется и покрывается властями.

В феврале штурмовики из «Национального корпуса» напали на первого секретаря ЦК ЛКСМУ Михаила Кононовича и главу Волынского представительства Антифашистского комитета Украины Александра Кононовича, а видеоотчет об избиении выложили интернете. По версии нападавших, братья расклеивали и раздавали листовки ко Дню памяти юного героя-антифашиста. Это якобы и привлекло внимание радикалов. Один из главарей «Национального корпуса» Сергей Филимонов опубликовал видео с избиением Александра и Михаила и объяснил нападение следующими соображениями: «Сегодня они на российские рубли решили напечатать агитацию, на которой призывают бороться с “нацизмом”…» То есть так называемые активисты не скрывают, что в их скудном понимании крамолой является даже просто неприятие нацизма! На листовке было изображение семнадцатилетнего одесского комсомольца Вадима Папуры, погибшего в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года. А с точки зрения неонацистов это «сепарская» пропаганда.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Антифашистская листовка с изображением юного одессита Вадима Папуры

Между тем братья даже не распространяли листовки, а только забрали их из типографии. В этой фирме им не раз приходилось заказывать печатную продукцию. С трудом верится, что штурмовики в балаклавах случайно столкнулись с комсомольскими лидерами метрах в двухстах от типографии. «Сами они не могли нас выследить,– уверен Александр Кононович. – Это совсем молодые люди. Они разве в состоянии наружное наблюдение вести? Или СБУ по телефону вычислила наше местонахождение и дала им наводку. Или кто-то из сотрудников типографии отсигналил на горячую линию СБУ, а может, и сразу сообщил этим отморозкам».

Показательно, что избиение и ограбление («патриоты» забрали у братьев, помимо прочего, еще и 1100 гривен) происходили в непосредственной близости от опорного пункта полиции, а вступились за Кононовичей просто случайные прохожие. В конце концов, потерпевших доставили в отделение полиции Шевченковского района Киева. Но правоохранители не торопились заводить уголовное дело и отказались выдавать направление на судебно-медицинское освидетельствование. Поэтому на следующий день после случившегося Антифашистский комитет Украины заявил, что эти действия полиции свидетельствуют о причастности властей к организации нападения.

Александр Кононович рассказывает: «Один из них показал мне удостоверение «Национальных дружин»: “Ты понял, кто мы?” Не знаю, участвовал ли в нападении Филимонов, но его публикации говорят о том, что он координировал действия штурмовиков. Он главарь этой шайки. Это неонацист, который называет себя «сыном Перуна», заявляет, что цель его жизни – «попасть в Валгаллу». Чтобы нас оклеветать, неонацисты пишут, что мы боремся с нацизмом за русские рубли. Если бы мы действительно получали эти рубли, СБУ давно бы меня упаковала.

Я прекрасно понимаю, почему полиция не дает нам направление на судмедэкспертизу. Потому что был совершен грабеж. А если грабеж с избиением, с нанесением телесных повреждений, то это отягчающие обстоятельства. Поэтому полиция делает всё, чтоб избиение не было документально подтверждено… После нападения Миша вызвал скорую – его доставили в травмпункт, сняли побои. Компартия выделила нам адвоката, с помощью которого мы будем добиваться соблюдения наших прав по привлечению преступников к уголовной ответственности. Мы сняли побои согласно действующему законодательству, минуя полицию. Потому что в Шевченковском райотделе нас в открытую заставляли забрать заявление об избиении и ограблении».

Братья считают закономерным тот факт, что полицейское руководство без стеснения хлопочет о нацистах. Когда власть не в состоянии подавить силами полиции, СБУ или прокуратуры редкие оппозиционные проявления; когда нечего предъявить людям, не нарушающим закон, – на них натравливают отморозков-штурмовиков. За четыре года, прошедших после майдана Александра избивали пять раз: и в Луцке, где он возглавляет обком комсомола, и в Киеве. На Михаила нападали шесть раз. И ни по одному эпизоду никто не был привлечен к ответственности! Уголовные дела «умирали» во время досудебного расследования. Хотя почти во всех случаях нападавшие не скрывали своих лиц. Доходило до того, что Кононовичей после избиения увозила скорая, а штурмовики возле лужи крови, не скрываясь, давали интервью.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

В 2016 году Михаил Кононович был кандидатом в депутаты Верховной рады в мажоритарном округе в Черниговской области. Во время избирательной кампании его жестоко избили местные неонацисты. По словам Александра, один из нападавших был офицером полиции, «удачно» взявшим на этот день выходной. «А потом на следующий день Миша ему же давал показания об избиении…»

Понятно, почему вурдалаки точат зуб на неукротимых братьев. Кононовичи бесят националистов с давних пор. Еще при президенте В. Януковиче братья пытались привлечь внимание к новым угрозам, к активному возрождению бандеровщины. В 2011 году они проводили акцию, протестуя против «канонизации» Бандеры и Шухевича как Героев Украины режимом Ющенко. В 2012 году с дельтаплана разбрасывали над местом проведения фестиваля «Бандерштадт» листовки с информацией о жертвах бандеровцев на Волыни.

Михаил Кононович во время антивоенной акции

Националистическую идеологию начали интенсивно насаждать на Украине еще после первого майдана. Но Партия регионов по-страусиному зарывала голову в песок, подслеповатая «прогрессивная общественность» недоумевала и отмахивалась: «Где вы видели бандеровцев?»

«До 2004 года это всё имело аматорские черты, – вспоминает Александр. – После майдана американцы поняли, что одними песнопениями и танцами ничего не поменяешь – пошли колоссальные деньги. Есть на Волыни такой националист Игорь Гузь. В те времена он был известен только в местных кругах. А потом пошли вливания от Агентства США по международному развитию (USAID)… Сейчас он уже депутат Верховной рады. Его жена еще в те годы стала представителем ООН на Волыни. (Зачем ООН иметь представительство в маленьком захудалом городке Луцке, а не в Одессе, Харькове?) Она ездила на машинах с дипломатическими номерами… Фестиваль «Бандерштадт», детище Гузя, сначала был сборищем маргиналов в 100-150 человек. Потом в этот фестиваль начали вкладывать местные бюджетные средства и Волынский облсовет, и Луцкий горсовет, в том числе и при Януковиче. А благодаря тому, что USAID стал опекать Гузя, «Бандершадт» превратился в 10-тысячную площадку для пропаганды национализма и неонацизма. У националистов появились общества боев без правил, где они бесплатно занимались. Их возили на сборы в Польшу, Прибалтику, где они проходили военные лагеря. Когда мы разбрасывали листовки над «Бандершадтом», на нас напали молодчики в балаклавах и камуфляжной форме. Уже тогда, в 2012 году, у них было оружие, были боевые оперативные отряды. Я обращался и к губернатору Волынской области Борису Климчуку (уже покойному), и к главе местной организации Партии регионов Александру Башкаленко: разберитесь. А мне с ухмылкой отвечали: «Они – маргиналы и вы – маргиналы». Я тогда сказал: «Вы будете болтаться потом, как Муссолини». Вот Башкаленко, ставшего губернатором, 19 февраля 2014 года «революционеры» и таскали по площади, приковывали наручниками к сцене майдана…»

Тогда же, в феврале 2014 года, радикалы устроили погром в луцком офисе Антифашистского комитета, сожгли большой архив, где хранились свидетельские показания и документы о преступлениях бандеровцев на Волыни. «Они пытались также уничтожить оригинал письма – ответа на мой запрос в архив вермахта, – говорит А. Кононович. – Я просил сообщить, сколько немецких солдат и офицеров погибло при боевых столкновениях с вояками ОУН-УПА. Мне педантичные немцы четко ответили: не было ни одного боестолкновения, не зафиксировано ни одной смерти германских солдат и офицеров. Это лишний раз подтверждает: бандеровцы были коллаборационистами и преступниками. Их «военные подвиги» – это Волынская резня, происходившая 75 лет назад. Известный «галицкий венок» (с привязанными вокруг дерева телами польских детей) – такое могли придумать только изверги. В конце 90-х приехал из Канады один ветеран УПА в свое родное село пол Луцком. И он побоялся остаться там на ночь! Это что нужно было вытворять здесь, чтоб такой животный страх возник?!»

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

За то, что Кононовичи имеют свою точку зрения на историческое прошлое и на сегодняшние события, их выгнали из Луцкого национального университета (они учились в аспирантуре, были отличниками)… За то, что Александр отвез гуманитарную помощь детям в Донбасс, на него завели уголовное дело по ст. 258 (участие в террористической организации)… Но братья убеждены: какой бы бесперспективной ни казалась их борьба – вода камень точит, правду надо отстаивать.

Александр Кононович приводит показательный пример одной из многочисленных аберраций общественного сознания: «Обвиняют юго-восток в сепаратизме. А я хочу напомнить, что в 2012 году Верховная рада приняла закон о том, что 9 мая вывешивается Знамя Победы. Областные и городские советы на Западной Украине своими постановлениями отказались выполнять решение центрального законодательного органа. А что такое сепаратизм? Ведение независимой политики, отдельной от центральной власти. Я в 2012 году обратился в прокуратуру г. Луцка с требованием привлечь депутатов Луцкого горсовета по статье «сепаратизм». И прокуратура, возбудив дело, отменила решение горсовета о запрете красного флага на территории города Луцка. Так что сепаратизм – это детище Западной Украины».

фото: Ритм Евразии

Сергей Артемьев