Новости

Безвизом и кружевным не ограничится

За день до саммита НАТО в Вильнюсе произошли тектонические сдвиги — Турция дала добро на вступление Стокгольма в НАТО. И тут принципиально важно: что такого предложили Анкаре, что она поменяла своё категорическое «нет» на благословенное «да».

Начнём с того, что вечно придерживать шведов на стопе у Анкары возможности нет, и это понятно — слишком большое давление со всех возможных сторон. С другой стороны, все мы знаем турок — можно встать в позу до тех пор, пока тебе не сделают подходящее предложение.

Турция и сама пошла ва-банк: увязала вступление Швеции в НАТО с членством Турции в ЕС. Видимо, может себе позволить. Байден на радостях даже поставку F-16 одобрил. Вроде как. А вот в ЕС восторга не слышно — вряд ли Турция в ЕС просто числиться будет, а не навязывать свою волю и ценности. Безвизом и кружевным не ограничится.

Моментов, на которые стоит обратить внимание, тут несколько:

а) Турки направили протокол о принятии Швеции в парламент. Даже появилась информация, что его могут принять уже на следующей неделе. Но так ведь могут и не принять. Могут передумать, отложить и найти предлог для запуска процесса по новой. С момента подписания Мадридского меморандума год прошёл, на минуточку, как и с момента решения о поставке Турции F-16.

б) Шведская полиция выдала разрешение на манифестацию с очередным сожжением Корана. Огнеопасное проявление свободомыслия запланировано на завтра. Повлияет ли это на запал Анкары, сказать сложно, но будет забавно, если в этот раз турки оставят это без реакции — получается, добровольно отказались от статуса защитников всех мусульман?

в) Стокгольм пообещал Анкаре поддержку при принятии в ЕС. Как много в действительности даёт эта поддержка? Вряд ли шведская пиар-кампания убедит тех же греков и киприотов, ой вряд ли.

России любой расклад по линии ЕС — Турция может быть на руку:

а) если Анкара станет членом ЕС, то организация станет более разнородной. Не хватает Евросоюзу разноплановости, но Турция вполне способна это поправить и стать рупором другого мнения;

б) если эту прихоть турецкого государства европейцы проигнорируют, тогда Анкара, преисполненная френдзоной, от ЕС отвернётся. И чем меньше Турция будет связана с миром Запада, тем выше вероятность, что она потянется к Москве.

Так или иначе, Москва всегда держит в голове, что Турция была и остаётся частью Запада — не ЕС, так НАТО.

А потому, как сказала М. Захарова, «судит по делам и делает выводы».

Владимир Аватков