Новости

БЖ. Когда нет выбора

Сегодня (26.04, - ред.)  - Страстная Пятница, сегодня - 33 года чернобыльской катастрофе. Сегодня утром раздался звонок: сотоварищ поздравлял моего 81-летнего дедушку-ликвидатора... Как "поздравлял"? Слово - дурное, неуместное. Да, поздравлял. С тем, что выжил, с тем, что спас кого мог из бывших там. Из лазавших на крышу не выжил никто. Это потом были военный госпиталь в Москве, красное сухое вино литрами, лучевая, два инфаркта, аневризма, звание заслуженного врача Украины...

А тогда был - просто звонок в два ночи. Мне было пять и я его помню, этот звонок. Помню побелевшее лицо бабушки и как она бодро и суховато молчала все эти дни. Помню, как военный врач Иван вернулся домой, и с порога такой: "Ничего на мне не трогайте! Не прикасайтесь!" Это потом она умерла от рака, как и все её коллеги из медпункта. Это всё - потом. А сначала - ночной звонок, шорох-сбор за 10 минут и вот это вечное солдатское твёрдое: "Есть явиться немедленно".

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Когда мы говорим о том, что существуют ситуации отсутствия выбора, мы воспринимаем это как трагедию. Мол, и Будда говорит: срединный путь. И Конфуций. Мол, надо избегать крайностей, искать пути диалога и компромисса. И это верно. Восток щедро дает нам право на относительность. Но бывает ведь и по-другому. Бывает, когда нет этого компромисса, как не было у Христа выбора в Гефсиманском саду. Вся Пятница в Библии - это "есть, явиться немедленно".

Я очень долго надеялась на диалог с каждым. Речь шла не о потакании злобе, а о вытаскивании из каждого злобного его внутренней доброты. И диалог с каждым возможен. Невозможен диалог с самой злобой. Два года назад я долго шла по парку. Со мной пытался говорить человек, у которого родственник - где-то в американской структуре. Человек мне тогда сказал: "Вот ты всё мечешься между Россией и Европой, а ведь наступит день, когда надо будет выбирать, с нами ты или нет, этот день все равно наступит". Звучало апокалиптично. Как будто ангел начал трубить. Я отшутилась: "Ничего, я ради Украины еще пометаюсь".

И так я металась долго-долго. Но буквально вчера я говорила со студентом и поняла, что такое - когда нет выбора. Поняла окончательно. Золотая середина - это прекрасно, когда другой тоже ее хочет. Но, если другой хочет стереть тебя с лица земли, ты защищаешь себя, свою землю, свое лицо и желательно лицо другого от его же собственных бесов. Это и есть конец релятивности, это и есть кенозис. Он как бы напоминает: тебе нечего выбирать, кроме деда Ивана и поэзии. И это - так легко...

 

 

Когда я говорю о бинарности, я имею в виду не Европу и Россию и даже не Запад и Восток. Я видела чегеваристов в центре Хельсинки и американских грантоедов в центре Москвы. Тут главное не место, а что для тебя важнее - метафизика или экономика. Дух или потребление. И для меня здесь - нет выбора. Последняя битва будет между метафизикой и мамоной. Это не эзотерика и не эсхатология, это реальность внутри каждого из нас.

Когда весь мир выйдет против метафизики, я буду с ней до конца. Потому что это - просто.

Потому что: "Есть явиться немедленно".

 

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.