Новости

Для взрыва нужна была только искра: к 30-й годовщине геноцида в Руанде

Небольшое африканское государство Руанда. Поздний вечер 6 апреля 1994 года. К столице страны, городу Кигали, приближался бизнес-джет «Фалкон 50». На борту находились президент Руанды Жювеналь Хабьяримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира, возвращавшиеся из Танзании, где обсуждали выполнение Арушских соглашений 1993 года. Эти соглашения должны были положить конец гражданской войне между представителями руандийских народов хуту и тутси.

Внезапно небо прорезали три огненные стрелы. Первая ракета из ПЗРК* прошла мимо, вторая попала в крыло, третья угодила прямо в кабину с французскими пилотами. «Фалкон» рухнул на территорию президентской резиденции. Взрыв самолёта провозгласил начало кошмара, который поглотил Руанду на ближайшие три месяца.

Начало событиям было положено за 110 лет до этого. В 1884 году на Берлинской конференции, где европейские державы по своему усмотрению делили африканские земли. Именно тогда бельгийский король Леопольд II заполучил Конго, а Германии, среди прочего, досталась территория будущей Руанды-Урунди, ставшей частью Германской Восточной Африки. Мнение живших на этих территориях бантуязычных народов и пигмеев тва, никто не спрашивал. Как не спрашивали их и немецкие антропологи, когда занялись своим любимым делом — измерять и классифицировать всех, кто под руку попадётся. В этот раз досталось хуту и тутси.

Если раньше это были разные племенные группы, то за более чем тысячелетнюю историю они превратились в некое подобие кастовой системы с довольно прозрачными границами. Хуту были преимущественно земледельцами. Тутси — воинами и скотоводами, их название и переводится как «богатый скотом». Большая часть управляющих функций была в руках тутси, но и у хуту были свои козыри. Именно из их среды происходили жрецы. При этом был вполне возможен переход между категориями и не было никаких препятствий для смешанных браков. Принадлежность детей от них просто определялась по отцу.

Разговаривают тутси и хуту на одном языке — киньяруанда, и заметных морфологических отличий у них нет. Просто все знали, что какой-то человек хуту, а какой-то тутси. Немцев такой вариант не устроил. Было решено, что тутси слегка повыше, слегка посветлее, немного более развиты, черты лица у них тоньше и вообще они относятся к хамитской расе.

Многие немецкие антропологи в начале ХХ века любили хамитскую теорию о темнокожих народах, которые хоть и темнокожие, но по сути, эдакие очень тёмные европеоиды, которые и принесли всю культуру отсталым неграм и не имеют с ними ничего общего. Европейцы же продолжают тенденцию, будучи просто очередной волной ещё более культурных переселенцев. Потом эта теория была опровергнута как ложная, но немецкую администрацию она более чем устраивала. Местный король-мвами и его приближённые оказывались практически белыми людьми, и вести с ними дела было гораздо комфортнее даже совсем уж махровым расистам.

Пришедшие после Первой мировой войны на смену немцам бельгийцы не стали глубоко вдаваться в антропологические детали. Они законспектировали немецкие идеи и интерпретировали их по-своему. Тутси назначили главными. Хуту свели на подчинённое положение, а большую часть земельных владений экспроприировали в пользу первых. Они серьезно упростили племенное управление, откатив довольно сложную по меркам Африки социальную структуру на уровень примитивных вождеств. Жреческие преимущества хуту свела на нет активная миссионерская деятельность, быстро распространявшая в Руанде католицизм. А в довершении всего в 1935 году бельгийцы провели паспортизацию населения с записью в документы национальности, что окончательно закрепило за тутси и хуту их статус, превратившийся отныне из социальной категории в этническую. Тва от этого пострадали меньше остальных, а пигмеев и без паспорта отличить было несложно.

Будь Руанда колонией Англии или Франции, ей, скорее всего, светила бы вполне обычная судьба: небогатая африканская страна с долгое время сидящими у власти выходцами из этнической группы, на которую опиралась бывшая метрополия. Вялотекущая гражданская война и попытки военных переворотов в комплекте. Но Руанде не повезло: она принадлежала бельгийцам, которые зарекомендовали себя как самые непоследовательные из всех колонизаторов.

В конце 1950-х годов между хуту и тутси уже шли ожесточённые столкновения в предвкушении дележа власти после ожидавшегося ухода колонизаторов. В этих условиях бельгийцы сначала заменили большинство вождей тутси, на которых опирались десятилетиями, на хуту. Потом провели выборы в отдельных областях, утвердившие большинство хуту, отменили короля, провозгласив республику. И на десерт в 1962 году выдали независимость. Тутси попытались начать гражданскую войну. Но проиграли. Это привело к десятилетию жёсткой дискриминации и этническим чисткам, иногда воспринимаемым как геноцид, и появлению десятков тысяч беженцев-тутси в соседних Конго (Заире), Танзании и Уганде.

Именно тутси из Уганды в 1990 году начали новую гражданскую войну. Точнее, плавно перешли с одной гражданской войны на другую. В Уганде они сыграли решающую роль в приходе к власти нынешнего президенте Йовери Мусевени и после этого решили взять реванш на родине. Под руководством нынешнего президента Руанды, а тогда молодого командующего Руандийским Патриотическим Фронтом (РПФ) Поля Кагаме, тутси весьма эффективно действовали на севере страны против правительственных войск, которым не помогала даже поддержка военных из Франции и Заира.

В 1993 году были начаты переговоры в танзанийском городе Аруше. От РПФ выступал Поль Кагаме, от Руанды — возглавлявший её с 1973 года Жювеналь Хабьяримана. Посредником был президент Бурунди Сиприен Нтарьямира. В августе 1993 года были подписаны соглашения, предполагавшие интеграцию тутси из РПФ в переходное правительство и армию Руанды. В стране были размещены миротворцы ООН, действовавшие в соответствии с VI главой устава организации. Потом это сыграет важную роль в событиях. Эта глава предполагает только усилия по поддержанию мира: миротворцы имеют только лёгкое оружие и могут вести наблюдение, не имея полномочий на вмешательство. Миссии, действующие в соответствии с VII главой, направлены на принуждение противоборствующих сторон к миру — у них обычно имеются серьёзные военные силы и широкие полномочия на их применение. Канадский генерал Ромео Даллер, командовавший миссией, потом искренне сожалел, что ему приходилось действовать именно в соответствии с VI главой.

Арушские соглашения вызвали бурную реакцию среди руандийских хуту. Многим предстояло поделиться властью, доступом к ресурсам, статусом. В первую очередь это вызывало недовольство влиятельного клана жены президента Агаты. Известная также как мадам Агата, она собрала вокруг себя множество родственников, друзей и других приближённых, которые и сосредоточили в своих руках большую часть власти в стране. Именно в рядах военных, выходцев из этого клана, возникла идея окончательно решить вопрос с тутси силовым путём.

В среде военных радикалов распространилась трайбалистская идеология «Пармехуху» — «Власть хуту». Рупором этих идей стали: журнал «Кангура», опубликовавший «Десять заповедей хуту» и «Свободное радио и телевидение тысячи холмов», названное по традиционному названию Руанды — Тысяча холмов. Они транслировали в эфир отборный язык ненависти. Тутси презрительно именовали инъензи (тараканами на киньяруанда), всячески подчеркивали их недостатки, отпускали грубые и унизительные шутки, перемежая это песнями с трайбалистским содержанием. Злые эмоциональные передачи быстро стали самыми популярными в стране среди слушателей-хуту, настраивая их на агрессивный лад по отношению к соседям-тутси. Стоит отметить, что в районах, где это радио не работало, обстановка была заметно спокойнее, и убийства если совершались, то пришлыми хуту.

Злыми текстами дело не ограничивалось. Главный идеолог «Силы хуту» в армии полковник Теонесте Багосора активно способствовал подготовке вооружённых подразделений молодёжный милиций интерахамве и импузамугамби. Их члены тренировались под предлогом противодействия повстанцам из РПФ. Но истинная цель была совсем другая. Для реализации этой цели в страну активно завозилось оружие. Тутси нечем было себя защитить, поэтому для них без особых изысков предназначались более полумиллиона мачете, в основном закупленных в Китае.

Главный идеолог геноцида 1994 года полковник Теонесте Богасора

 

Общество было разогрето. Атмосфера ненависти витала в воздухе. Видевший приближение страшного Ромео Даллер бил в колокола и отправлял факсы в Нью-Йорк, но отвечавший за операцию Кофи Аннан из штаб-квартиры ООН запрещал какие-либо активные действия. Для взрыва нужна была только искра, и она зажглась вечером 6 апреля 1994 года.

Тренировка милиционеров интерахамве, которые в дальнейшем составили главную движущую силу геноцида

 

До сих пор нет точной информации о том, кто выпустил ракеты, сбившие самолёт с президентами двух стран. Но именно это событие послужило детонатором начавшегося кошмара. Появился хороший предлог разобраться, наконец, с проклятыми тутси, виноватыми во всех бедах Руанды — от малоземелья, страдающей от перенаселения страны, до погрязшего в коррупции правительства. И не важно, что оно поголовно состояло из хуту. Радикалы-хуту получили повод устроить резню. И началась она парадоксальным образом с убийства хуту — первым аккордом геноцида стал политицид умеренных хуту, способных повлиять на ситуацию. В числе первых погибла премьер-министр Агата Увилингийимана. Были убиты и десять охранявших её бельгийских десантников. 7 апреля погибли большинство политиков и журналистов хуту, выступавших против насилия. А дальше наступил черёд тутси.

На дорогах были установлены блок-посты. Военные и милиционеры разбили страну на изолированные сектора, внутри которых обычные хуту шли убивать таких же обычных тутси, живших по соседству. Главными орудиями убийства были уже упоминавшиеся мачете и мотыги. Нехитрого сельхозинвентаря хватало, чтобы число жертв в первые же недели стало исчисляться сотнями тысяч. Тутси пытались укрываться в церквях, но многие священники-хуту сами открывали двери убийцам, и церкви превращались в ловушки.

Те самые мачете, которыми было убито большинство тутси

 

На блок-постах проверяли документы, и обнаруженных тутси немедленно убивали. Если у человека не оказывалось документов, это было смертельно опасно. Милиционеры вполне могли решить для себя, что он тутси из-за высокого роста или слишком светлой кожи.

Сразу после начала геноцида генерал Даллер немедленно уведомил Кофи Аннана и запросил разрешение принять меры, но получил запрет на какие-либо активные действия. Имея под рукой только ограниченные силы с лёгким вооружением, Даллер смог лишь создать зону безопасности из стадиона Кигали, где укрылись более тридцати тысяч человек. 9 апреля в аэропорте Кигали в рамках операции «Амариллис» высадились более тысячи хорошо вооружённых солдат, в основном французских парашютистов. В течение суток они эвакуировали из страны большинство европейцев и некоторое количество высокопоставленных хуту, включая мадам Агату.

Тутси на борт самолётов не брали, даже состоящих в смешанных браках с европейцами. После этого солдаты покинули Руанду, не оказав Даллеру никакой поддержки. Более того, миссия ООН стала ещё слабее после того, как Бельгия вывела свой контингент, воспользовавшись гибелью десяти солдат как предлогом. Драматичный эпизод ухода бельгийцев хорошо показан в художественном фильме «Отстреливая собак», где после ухода миротворцев более тысячи тутси остались наедине с разъярённой толпой хуту на территории технической школы. Подавляющее большинство этих тутси было убито.

Бойцы-тутси РПФ, которые остановили геноцид

 

При первых же известиях о начале геноцида в наступление перешли отряды РПФ. Большая часть правительственной армии была занята участием в геноциде, так что сопротивление вооружённые тутси встречали довольно слабое. На территории, перешедшей под контроль РПФ, геноцид немедленно прекращался. Не без труда, но Полю Кагаме удавалось удерживать своих подчинённых от ответной массовой резни. Эпизоды убийства хуту имелись, и было их немало, но с масштабом убийств тутси они несравнимы.

Бойцы-тутси РПФ, которые остановили геноцид

 

Отдельную роль сыграл батальон РПФ, который находился непосредственно в Кигали по Арушским соглашениям. В самом начале резни им удалось занять немалую часть города и удержаться там до июня, когда основные силы тутси подошли к столице. Войска РПФ заметно уступали по численности и оснащению правительственной армии, но были гораздо лучше мотивированы и постоянно пополнялись за счёт выживших тутси, а также возвращавшихся беженцев из Уганды и Бурунди. 4 июля столица пала, выжившие в ней тутси были спасены. Силы Фронта могли продолжить продвижение на юг.

Сдержать это продвижение армия хуту не могла, но смогли французы, начавшие 23 июня под предлогом спасения мирного населения гуманитарную операцию «Бирюза». 2500 французских солдат, переброшенных из Заира, заняли примерно пятую часть Руанды. Туда бежали от наступления РПФ многочисленные хуту, замешанные в убийствах. На остальной территории геноцид завершился к 18 июля, а на подконтрольной французам территории расправы над тутси продолжались до 21 августа, пусть и с меньшей интенсивностью.

Только после ухода французских солдат и прихода туда РПФ массовые убийства тутси окончательно прекратились. Операция «Бирюза» вызвала многочисленную критику — её считал запоздалой и бесполезной Ромео Даллер, её считают преступной и покрывающей преступления хуту власти Руанды, неоднократно она становилась предметом политических споров и судебных разбирательств в самой Франции. Несомненно одно: именно «Бирюза» позволила избежать ответственности многим хуту. И не в последнюю очередь именно это привело к возникновению очага напряжённости на востоке Конго, вылившегося в Великую Африканскую войну.

По разным оценкам, геноцид в Руанде унёс от 800 тысяч до миллиона жизней, из которых порядка 90% составили тутси. Этот геноцид стал горьким уроком для всего мира. Он хорошо показал роль средств массовой информации в нагнетании атмосферы ненависти, в которой люди взяли в руки сельскохозяйственный инвентарь и пошли с ним убивать и насиловать соседей.

Он показал несовершенство механизмов реакции на подобные события: журналисты публикуют репортажи о массовых убийствах, командир миротворческого контингента обрывает телефоны штаб-квартиры, а там играют словами и обсуждают, что считать геноцидом, а что не считать, и можно ли уже, наконец, привести в действие VII главу устава или ещё рано. Американцев трясёт от перспективы снова лезть в Африку после падения «Чёрного ястреба» и кадров с растерзанными бойцами «Дельты» в Могадишо. Они готовы выделить ООН бронетранспортёры, но пусть кто-то отвезёт их в Руанду и там ими управляет. В очередной раз страшные кровавые события в Африке мир встретил с поразительным равнодушием. С таким же равнодушием он спустя пару лет встретит и Великую Африканскую войну, которая унесёт более пяти миллионов жизней.

Руанда смогла пережить геноцид и восстановиться. Множество людей были осуждены за свои преступления. Употребление названий тутси и хуту ныне считается нежелательным. В стране предпочитают говорить о едином руандийском народе. Гибель большого числа мужчин привела к тому, что решение многих задач пришлось взять в свои руки женщинам, и их роль в обществе значительно выросла. Во франкофонной до конца ХХ века Руанде резко пошла на спад популярность французского языка — Франции не забыли её поведения во время геноцида.

Жертвы геноцида

 

Сейчас большинство детей в школах изучают английский. Католической церкви не простили поведение многих её служителей и то, что Ватикан очень долго не решался осудить геноцид. Выросло число протестантов и особенно мусульман — только мечети ни разу не выдали добровольно укрывшихся в их стенах. Сейчас Руанда является одним из самых благополучных и активно развивающихся государств Африки, но горькая память о произошедшем 30 лет назад геноциде останется с ней навсегда.

*Переносной зенитный ракетный комплекс

 

 Роман Воронов