Новости

«Домашка»

Депутатам Госдумы предложено принять закон об отмене в школе домашних заданий

Это явно популистское предложение с восторгом бы восприняли недоросли, не приученные к систематическому самостоятельному труду. Что же касается энтузиастов, ссылающихся на зарубежный опыт, где якобы домашние задания давно отменены, то им неплохо бы напомнить о распространенном за рубежом так называемом «перевернутом обучении», которое без домашних заданий просто немыслимо.

 

С «перевернутым обучением», о котором ниже пойдет речь, мне пришлось столкнуться гораздо раньше, но тогда оно так не называлось, и на революцию в технологии обучения отнюдь не претендовало. Но оно было именно таковым по существу. Было это, к слову, более полувека назад, когда ни гаджетов, ни видео-презентаций не было и в помине.

Во время учебы в Московском государственном университете курс теоретической механики читал нам доцент механико-математического факультета Григорий Иванович Двухшёрстов.

Григорий Иванович был участником Великой Отечественной войны, на которую пошел добровольцем и служил в главном морском штабе ВМФ. До войны он успел поработать в качестве и. о. декана математического факультета, а затем – проректором МГУ по научной работе. 

Студентов Григорий Иванович любил и хорошо знал их психологию. Его занятия с нами сводились, как правило, к решению задач, так как он полагал, что с теоретической частью курса мы вполне можем справиться дома и без него.

Когда решали сообща очередную задачу, и он видел, что студент у доски не справляется, то нетерпеливо брался за мел и продолжал уже ее решать сам, объясняя всё внятно и доходчиво.  По завершению курса предстояло сдавать экзамены, но он настоятельно просил экзамена не бояться, так как был спокоен за полученные от него знания и опыт решения самых разных задач.

В назначенный для экзаменов день и час  наша группа в полном сборе ждала доцента, но он все не приходил. Жил он в одном из секторов университета, и мы направили к нему своего старосту.  Вскоре тот вернулся и сообщил, что Григорий Иванович приходить на «какой-то экзамен» вообще не собирался. Дело в том, что в тот день у него был день рождения, и он очень огорчился оттого, что кому-то пришла в голову мысль устроить экзамен именно в этот день. После некоторых колебаний он все же попросил не расходиться, пообещав скоро прийти.

Вскоре появился Григорий Иванович в костюме и при галстуке. Он был в прекрасном настроении и, похоже, слегка навеселе. Всем студентам нашей группы он предложил войти в аудиторию, намеченную для экзамена. Для студентов такое предложение было неожиданным, поскольку они привыкли заходить к экзаменатору маленькими группками по очереди. Стали с интересом ждать – что будет дальше. А дальше доцент задал свой первый вопрос:

– Кто согласен получить  в зачетку «удовлетворительно», поднимите руки.

Полгруппы сразу же подняли руку вверх. Они в отличники никогда не стремились, и некоторые из них не вылезали из «хвостов», тратя время не на учебу, а на развлечения.

После ухода «троечников» оставшимся был задан следующий вопрос:

– Кто из вас согласен  на оценку «хорошо»? Давайте свои  зачетки, я вам ставлю эту оценку  за смелость.

После ухода очередной партии довольных оценкой студентов Григорий Иванович внимательно посмотрел на каждого оставшегося и сказал:

– Вы молодцы! Я помню, как вы корпели у доски и наверняка многому смогли научиться. Со спокойным сердцем я ставлю каждому из вас оценку «отлично». Очень надеюсь, что полученные знания и навыки по моему курсу вы сможете применять творчески в последующей своей деятельности.

Вся процедура «сдачи экзамена» не заняла и получаса. Григорий Иванович пошел домой продолжать праздновать свой день рождения. Кажется, что у него в тот день был не рядовой день рождения, а «круглая дата». 

Вернемся, однако, к «перевернутому обучению». Суть его состоит в том, что  в качестве домашнего задания учащиеся изучают теоретический материал, а урочное время используется для совместного с преподавателем выполнения практических заданий.

«Переворачивание» начинают изучать со знакомой для учащихся темы, по которой предварительно составляют презентацию (идеально – видео). После демонстрации видео, объясняющего концепцию «перевернутого обучения», выделяют время на то, чтобы ответить учащимся на их вопросы и научить их помогать друг другу.

Авторами технологии «перевернутого обучения» считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Боргманна (США). В 2008 году они стали записывать  видеоролики со своими лекциями и предлагать их своим ученикам для домашней проработки.

Вскоре технология эта получила признание в других школах и стала активно внедряться в практику преподавания, причем не только в школах, но и в университетах.

Примечательно, что, как пишут авторы этой технологии, первые видео были записаны из эгоистических побуждений: им надоело, что их мало кто слушает и что однотипную информацию приходилось по многу раз повторять. Это утомляло и не давало особого результата. Видеолекции решили много проблем: преподаватели не задерживались после уроков, а учащиеся могли получать нужные знания в любое удобное время. Когда они пропускали или не понимали материал, то обращались к преподавателям за консультацией, а в ответ получали ссылку на подробное объяснение нужной  темы. Затем учащийся самостоятельно всё изучал и был готов к практической части урока. Преподавателям лишь оставалось ответить на непонятные вопросы, привести полезные примеры и получить обратную связь от учащихся. 

В традиционной системе преподавания учитель на протяжении всего урока становится основным источником информации. Он должен ответить на вопросы, объяснить материал, организовать групповую и индивидуальную работу, а также контролировать возникающие дискуссии.

В рамках урока всего не успеть, и после выдачи обусловленного недостатком времени «теоретического минимума» он должен составить подробное домашнее задание, организовать график контрольных работ и т.д. В итоге ученики ходят в школу только для того, чтобы не получить плохую отметку. Такое образование подчас становится бесполезным.

В модели же с домашним заданием обучение ориентировано на ученика, а время урока используется для глубокого изучения программы. При этом учащиеся вовлекаются в сам процесс обучения, проявляют заинтересованность и приобретают множество полезных навыков. Это достигается за счет того, что дома учащиеся самостоятельно знакомятся с новой темой, при этом сложная практическая часть переносится в класс. 

В результате этого каждый учащийся может в удобном для себя темпе осваивать новый материал и уделять больше внимания практике, а также использовать школу для обратной связи от преподавателя и других учащихся. Вместо пресловутой зубрежки появляется понимание материала.

При таком обучении учащиеся всегда знают, зачем они изучают конкретный предмет или тему. Они приобретают навыки самостоятельного обучения и поиска нужных данных. В будущем это помогает им не привязываться к какой-то определенной специальности и не бояться сложностей, работая в той области, которая по-настоящему им нравится.

Учащиеся приобретают навык сотрудничества и способны совместными усилиями решать общие задачи. А у выпускников больше шансов получить работу в серьёзных компаниях. Ученики таких классов перестают ориентироваться на оценки и делают ставку на самообучение. Качество подготовки при этом резко повышается.

Конечно, положительный результат такого обучения сильно зависит от состава учащихся и таланта преподавателя. Новый подход усложняет подготовку и заставляет учителей еще тщательнее готовиться к уроку.

Мне время от времени приходится читать лекции по моей специальности. Слушатели – студенты, молодые специалисты и главные специалисты. За неделю до намеченных лекций мои слушатели получают от меня презентации лекций и теоретическую часть (в вордовском формате), содержащую все необходимые математические выкладки и объяснение физического смысла используемых понятий. Опыт показал, что при таком подходе эффективность занятий резко повышается, так как слушателям не требуется писать конспект, а тем, кто нашел-таки время для ознакомления с новым для них материалом накануне лекции, «прорубать» отдельные вопросы уже в аудитории гораздо легче.

К слову, по некоторым данным, лекция является одной из самых неэффективных форм обучения. По мнению психологов, во время лекции усваивается не более 15-20% информации. Так что при пассивном слушании не вполне подготовленными к восприятию нового материала учащимися ждать больших успехов от процесса обучения не приходится. А потому без «домашки» – никак не обойтись.

 

 Шехтман Григорий Аронович – доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР