Новости

Достучаться до тех, кто «в танке»: как украинцам вырваться из кокона пропаганды

После госпереворота 2014 года киевскому режиму удалось зазомбировать значительную часть населения Украины, заблокировав доступ к независимым СМИ и российским соцсетям. Поэтому многие украинцы сегодня уверены, что Россия собирается уничтожить их язык, культуру и искусство. Убедить их в том, что это вымысел пропагандистов Зеленского, сложно, учитывая тотальную цензуру. Но все же последние данные социологов говорят, что такой шанс есть.

Недавно в украинском сегменте Интернета разгорелась ожесточенная дискуссия по поводу того, насколько серьезно население страны должно относиться к тому, чтобы «отдавать долг» государству в условиях вооруженного конфликта. В ТикТок набрало популярность видео, где женщина возмущается — почему ее сын в будущем должен идти воевать за киевский режим?

«Почему они должны идти на смерть, защищать наших депутатов, которые греют **** в Верховной раде? Сейчас у нас декретные выплаты — 860 гривен (около 21 доллара США). Государство говорит: мы не должны вам поднимать выплату, потому что вы рожаете для себя. Я родила для себя, так почему мой ребенок через 18 лет должен идти воевать за государство, если они говорят, что я рожаю для себя? Кому он это должен?», — спрашивает украинка.

Запись набрала несколько миллионов просмотров и эмоционально расколола аудиторию.

Многие поддержали автора — писали об аморальности ситуации, когда в армию гребут только бедных, а депутаты отказываются повышать «детские» выплаты, саркастично рекомендуя молодым родителям «покупать памперсы подешевле».

Однако нашлось и немало критиков, которые заявили, что ВСУ якобы защищают ребенка этой женщины и что в случае поражения Украина потеряет «язык, культуру и искусство». Такие высказывания весьма любопытны. Ведь это попытка найти смысл в огромных потерях, которые несут украинские вооруженные силы. Нельзя исключать, что подобные пафосные вбросы — результат творчества не случайных интернет-пользователей, а специально обученных людей «на зарплате».

Чего же стоят те ценности, которые украинцы якобы должны защищать?

Во всех юго-восточных регионах языком повседневного общения для большинства населения всегда был русский. И ни украинизация 1920-х, ни «наскоки» националистов в 1990-х не смогли изменить этого факта. Впрочем, только ли на юго-востоке? По данным Forbes, в 2021–2023 годах ни в одной из базовых категорий товаров украинцы не сделали даже половины интернет-запросов на «мове». А в отдельных «слотах» на украинский язык приходится всего 8–12% поиска. И это на территории всей страны, включая Западную Украину!

Данные результаты коррелируются с итогами исследования, проведенного в 2008 году американским Институтом Гэллапа. Тогда 83% опрошенных украинцев предпочли давать интервью на русском.

Таким образом, лишить население Украины родного языка пытается именно официальный Киев. А вот Россия дает своим новым регионам полную свободу выбора. Школьники Херсонской и Запорожской областей, например, получили возможность изучать «мову» в рамках курсов «родного языка» и «родной литературы».

Зато русский язык на территориях, подконтрольных киевскому режиму, находится практически под полным запретом. Он вытеснен из сферы государственного управления, образования, науки, искусства, СМИ и даже торговли и услуг. Репрессиям за слово, сказанное по-русски, подвергаются кассиры, продавцы и таксисты.

Но еще более фантасмагорично выглядят высказывания об угрозах, якобы исходящих от России в адрес украинских «культуры и искусства».

Для начала хотелось бы понять, о какой именно культуре идет речь? О псевдоэтнографических проявлениях вроде вышиванок, сделанных по схемам с упаковок брокаровского мыла конца XIX века? Или танце гопак, созданном де-факто советскими хореографами по разрозненным и не слишком достоверным описаниям? Кто-то может себе представить, что Россия будет за это преследовать?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сказать, что в Крыму, Москве и на других российских территориях до сих пор благополучно работают рестораны украинской кухни. И плетеные ограды с горшками никого особо не смущают.

Что же касается искусства, то все великие выходцы с территории Малороссии или Слободской Украины реализовали себя именно в рамках общерусского культурного процесса.

И сейчас память о них подвергается нападкам со стороны адептов режима Зеленского.

Недавно в Киеве обмотали пленкой памятник родившемуся в Чугуеве живописцу Илье Репину — создателю «Запорожцев, пишущих письмо турецкому султану». Регулярно поднимается вопрос о сносе памятника киевлянину Михаилу Булгакову. Травят за «русскость» и Николая Гоголя.

Что же касается «икон сугубо украинского искусства», то с ними есть немало «проблем». Взять хотя бы самого известного из них — Тараса Шевченко. Вся его проза написана на литературном русском языке, а во всем творчестве ни разу не прозвучало слово «украинец».

И несмотря на преклонение перед ним украинских националистов, «репрессировать» его в России никто не собирается. Памятники ему стоят в Москве и Санкт-Петербурге. Отлично «чувствует себя» монумент Тарасу, установленный перед администрацией Гагаринского района Севастополя. Имя Шевченко носит множество улиц в различных городах России. Так выглядит пресловутая «русская угроза украинскому искусству»?

К сожалению, современное обывательское мировоззрение на Украине замешано на тотальной рафинированной лжи, которую вливают в головы населения профессиональные пропагандисты. И чтобы успешно завершить существующий конфликт, необходимо срочно что-то с этим делать.

В данном контексте стоит обратить внимание на результаты исследования, недавно проведенного на Украине Киевским международным институтом социологии. Согласно ему телеграм-каналы в последнее время стали главным источником информации для населения страны. Из них узнают последние новости 44% граждан.

Правда, всего на одну позицию от Telegram отстает телевидение — на «единый телемарафон» ориентируются 43% жителей. Во «втором эшелоне» — YouTube и интернет-издания, набравшие соответственно 36% и 34%. Остальные социальные сети и мессенджеры, а также радио и печатные издания, существенно отстают от лидеров.

Понятно, что альтернативные СМИ и российские соцсети киевский режим давно заблокировал, что и позволило ему провести массовое зомбирование населения Украины, внедрив в коллективное сознание мысль о «целесообразности» агрессии против Донбасса и Крыма. И все же популярность телеграма дает шанс на донесение до украинцев правды. Конечно, это очень тяжелый путь, но, как говорится, дорогу осилит идущий.

Святослав Князев