Новости

Европейцы с большой дороги: куда заведет Эстонию кража российских активов

Эстония собирается стать первой страной Евросоюза, которая конфискует российские активы с последующей передачей оных киевскому режиму. Официальный Таллин в очередной раз демонстрирует свою полную неадекватность. Мало того, что подобное решение является грубейшим нарушением международного права, так оно еще и ударит по самой республике куда сильнее, чем по России.

«Эстония собирается стать первой страной Евросоюза, которая в этом году узаконит конфискацию активов, находящихся под санкциями… для финансирования восстановления Украины», — сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на министра иностранных дел Эстонии Маргуса Цахкну.

Глава внешнеполитического ведомства рассказал СМИ, что в ближайшее время соответствующее решение согласует Кабмин, после чего оно будет направлено в Парламент.

При этом журналисты «забыли» уточнить, что антироссийские санкции, не поддержанные Совбезом ООН, заведомо нелегитимны.

Идея кражи (если называть вещи своими именами) российских активов уже давно витает в коридорах власти не только в Эстонии, но и во многих европейских странах. Однако в этой задумке есть «подводные камни», не позволявшие реализовать ее на практике.

Еще в ноябре 2022 года на страницах Politico появилась статья, в которой шла речь о том, что Еврокомиссия изучает «законные» варианты конфискации российских государственных и частных активов с дальнейшей их передачей Украине. Согласно документу, оказавшемуся в распоряжении журналистов, для начала евробюрократы собирались эти активы «отследить, идентифицировать и заморозить». Согласно предварительным оценкам, речь шла о сумме примерно в 300 млрд долларов.

«Проблема в том, что в настоящее время для этого не существует юридического механизма», — отмечало тогда издание.

Привлеченные юристы назвали конфискацию «длинным, узким и непроверенным» путем.

Это касаемо государственных средств. Но и с частными не проще. Эксперты пояснили Politico, что изъять что-то у «частников» можно только после доказательства факта уклонения от реализации санкций и уголовного осуждения.

Но в большинстве случаев российские деньги нужно считать иностранными инвестициями, которые по закону должны быть полностью защищены от экспроприаций — разве что обвинители смогут доказать суду непосредственную связь между их владельцами и боевыми действиями на Украине, что само по себе очень непросто.

В свою очередь, на валютные резервы Центробанка РФ, по мнению юристов, распространяется международный иммунитет. Не говоря уж о собственности государственных предприятий, являющихся отдельными юридическими лицами.

Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев тогда сообщил, что с точки зрения права в данной ситуации в принципе нельзя использовать термин «конфискация», так как он предполагает официальное наказание за правонарушение.

«Осложняет европейцам эту юридическую головоломку и отсутствие каких-либо прецедентов. В общем, в стремлении принять решение, балансирующее на грани произвола, главный риск европейских чиновников заключается в подрыве доверия инвесторов со всего мира к юрисдикциям стран ЕС, что неминуемо обернется кризисом западной правовой цивилизации», — подчеркнул политик.

В общем, на время эта идея действительно забуксовала и пропала с повестки. Но в начале 2023 года ее взял на вооружение официальный Таллин. Представитель МИД Эстонии Михкель Тамм заявил о проработке «юридического механизма» для передачи российских активов Украине. Бывший посол РФ в Эстонии Владимир Липаев назвал тогда эту идею бесперспективной и безосновательной с правовой точки зрения.

Примерно в том же ключе высказывались и на Западе. Например, Министерство юстиции Швейцарии официально объявило о том, что не видит для этого юридических оснований. В начале лета Евросоюз пришел к выводу, что не может на законных основаниях конфисковать российские средства. Максимум — «временно их использовать».

Однако власти Эстонии все равно не успокоились. В середине июня 2023 года они одобрили принципы «использования замороженных активов России для поддержки Украины».

Причем вскоре стало известно о том, что официальный Таллин намеревается «подарить» киевскому режиму не только то, что попало под санкции, но и в принципе все находящееся у него в доступности имущество россиян.

В зоне риска оказались активы двух фирм, занимающихся перевалкой удобрений из России: DBT в порту Мууга и EuroChem Terminal Sillamäe в Силламяэ. Их терминалы официально никак не подпадают под действие европейских санкций, но руководство Эстонии все равно выразило желание их отобрать. Это вызвало непонимание даже у местных юристов, заявивших в СМИ, что конфискации можно проводить только по исполнительным документам в рамках уголовных дел. Сама идея нарушает как международное право, так и базовые права человека.

В итоге в начале сентября стало известно, что Брюссель в принципе не стал утверждать план использования российских активов для украинских нужд (даже в самом «мягком» налоговом или рентовом варианте). Против выступили ведущие страны Евросоюза, включая Францию и Германию.

Тогда в решительное наступление перешла Эстония. Власти республики сообщили о том, что заморозили на своей территории 34,8 млн евро, принадлежащих российскому бизнесу, и теперь собираются перейти к их непосредственной конфискации.

«Если подобные инициативы эстонцев воплотятся во что-то реальное, в Таллине могут не сомневаться, что ответные меры будут для них крайне чувствительными с нашей стороны и не заставят себя долго ждать», — прокомментировала ситуацию официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Действия Эстонии откровенно абсурдны. Чисто практически российская экономика вряд ли даже почувствует изъятие 35 миллионов евро. Зато потенциальные контрмеры могут оказаться весьма болезненными как для эстонского бизнеса, так и для республики в целом. Ведь местные предприниматели (включая даже мужа премьер-министра) до сих продолжают осуществлять в России коммерческую деятельность.

Россия на беспредел со стороны официального Таллина может ответить как минимум зеркально, арестовав эстонские активы на территории РФ. Но могут быть и более масштабные последствия.

Если правительство Эстонии заведет отношения с РФ в настолько крутое пике, то любое сотрудничество окажется заморожено на долгие годы. При этом республика уже переживает экономический кризис: ВВП во втором квартале 2023 года упал примерно на 3%, спад промышленного производства в июне составил более 12%.

Видимо, эстонским руководителям этого недостаточно, раз они планируют вовсе добить свою страну, выведя за счет абсурдных нелегитимных решений противостояние с Россией на новый уровень.

Святослав Князев