Новости

Франко-германский тянитолкай

Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц встретились в Париже по случаю исторического события — 60-летия создания стратегического альянса двух ведущих держав послевоенной Европы.

Стоявшие у его истоков и отлитые в бронзе Шарль де Голль и Конрад Аденауэр 22 января 1963 года подписали в Париже Елисейский договор, взяв на себя обязательства покончить с давним соперничеством двух ближайших соседей и нести общую ответственность за судьбы старушки Европы.

Между тем через шесть десятилетий после подписания Елисейского договора, в январе 2023-го, казавшаяся когда-то бесспорной лидирующая роль Франции и Германии всё больше выглядит анахронизмом или фантомом.

Есть ли она вообще? И возможна ли она в принципе, учитывая, что после начала российской операции на Украине Европа, за редкими исключениями, в своих решениях подчинилась Вашингтону, утратив политическую субъектность?

На эти вопросы и должен был ответить саммит Макрона и Шольца — политических наследников де Голля и Аденауэра.

Конечно, наследники они весьма условные.

До их предшественников из учебников истории им далеко — труба пониже, дым пожиже. Тем не менее и Макрон, и Шольц иногда позволяют себе замах на лидерство и бунт на коленях.

Так, президент Макрон в отношениях с Америкой осмелился выступить против протекционистского Акта о снижении инфляции, принятого в США летом прошлого года.

Для защиты интересов европейских компаний он предложил принять в ЕС в противовес американскому закону стратегию «Сделано в Европе».

О чём речь? Новый американский закон гарантирует крупные субсидии производителям электромобилей, аккумуляторов и энергетического оборудования, но при условии, что они выпущены в США. По мнению Макрона, этот закон может привести к новой торговой войне между Америкой и Европой.

Что касается вопросов безопасности, то ещё до своей встречи с канцлером Шольцем Макрон критиковал Берлин за приобретение американского, а не французского оружия, упирая на то, что европейцы должны больше покупать у европейцев и тем самым укреплять «стратегическую автономию Европы».

В общем, время от времени Макрон давал понять, что он не декоративный американский пудель, а как минимум альфа-пудель, если не будущий альфа-самец — вожак европейской стаи.

Накануне франко-германского саммита в роли не вполне американского пуделя неожиданно предстал и Олаф Шольц, вдруг заартачившийся в вопросе передачи Киеву танков Leopard 2.

Однако альфа-пудели вряд ли могут стать альфа-самцами.

На итоговой пресс-конференции Макрон и Шольц пообещали дать масштабный и быстрый ответ на американский Акт о снижении инфляции. «Франция и Германия должны стать пионерами возрождения Европы», — заявил перед этим в своём выступлении в Сорбонне Эммануэль Макрон. «Мы должны вместе поддержать Европейский союз, способный стать самостоятельной геополитической державой в вопросах обороны, космоса и дипломатии», — добавил французский лидер.

Звучит интригующе. Однако как этого добиться усилиями Франции и Германии, так и осталось загадкой. Их альянс вроде как и существует, но выглядит эдаким сказочным тянитолкаем, головы которого всё равно смотрят в разные стороны. И применительно к не существующему пока европейскому лидерству это тот случай, когда одна голова хорошо, а две — хуже.

Сергей Строкань