Новости

«#Газнаш», или Золотая жила бюджета

На этой неделе Верховная Рада собирается добыть деньги, которые необходимы на оборону, будущий отопительный сезон (газ в ПХГ тает, а новый мы не закупаем), а также на раздачу смартфонов старикам, «экономические паспорта» для новорожденных и повышение зарплат полиции, которая в последнее время подавляет акции протеста без энтузиазма. Для этого в повестке дня повышение ренты на добычу газа –  239 млрд. грн. Реальное бабло или фантом?

Весной слабая (а на самом деле сильная) половина человечества массово задумывается над вечным вопросом: что бы такое съесть, чтобы похудеть? У власти другая проблема – где достать «пищу» для бюджета, чтобы не умереть от финансового голода?

Благодаря стратегическим партнерам и ажиотажу вокруг вторжения рассчитывать на инвестиции не стоит. А пенсии с 1 марта повышать надо. И цены на газ зашкаливают. О, точно, у нас же есть газ! Отличная идея для налогообложения.

Не стоит забывать, что в декабре президент Владимир Зеленский подписал нашумевший законопроект №5600, который предусматривает повышение ренты на добычу железной руды по следующей формуле: объем добытой руды x цена x ставка ренты x корректирующий коэффициент.

По оценке GMK Center, изменение методики расчета ведет к существенному росту рентных платежей. По новой методике, при цене $122/т (среднегодовой прогноз по цене на ЖРС на 2021 год) годовые платежи увеличатся на $600 млн., до $840 млн. в год, а при цене $80/т – на $230/т (до $390/т). Но этого оказалось недостаточно, и теперь принялись за газ.

С газом есть три проблемы: в ПХГ его экстремально мало, по импорту он не закупается, поскольку дорого, а газ собственной добычи продается на экспорт. Об этом парадоксе мы писали  отдельную статью.

Если коротко, ее смысл в том, что Украина экспортировала вдвое больше газа, чем может не хватить до конца отопительного сезона. То есть, с одной стороны, власть сетует, что в ПХГ скоро мышь повесится – газа в обрез, угроза дефицита реальна. А с другой – восторженная статистика сообщает, что экспорт газа из Украины вырос до нового исторического рекорда в ноябре прошлого года.

Кстати, если уж речь зашла о том, сколько у нас газа на сегодня, то, согласно достаточно свежим данным официальной статистики, на 19 февраля в хранилищах было 10,3 млрд. куб. м, из которых не все – это наше. Часть на хранении. Для сравнения: в прошлом году на тот же день было 18,8 млрд. куб. м., а загруженность составляла почти 61% против 33% сейчас.

Правда, и отбор год назад был выше из-за холодной погоды. Тут надо поблагодарить Бога, всемирное потепление или не знаю кого, что нам повезло в нынешнем году с температурой воздуха. Всякое еще может быть, но очевидно, что этот отопительный сезон мы проскочили. А как же быть со следующим? Ведь газ скоро закончится, а новый мы не покупаем. И при этом экспортируем свой собственный.

Власть решила, что если вопрос решается деньгами, это, как говорят в Одессе, не проблема, а расходы. Депутаты от «Слуги народа» Александр Завитневич и Даниил Гетманцев каждый от себя подали по законопроекту, примерный смысл которых сводился к тому, чтобы ставку ренты на газ высчитывать в зависимости от рыночной цены голубого топлива. Она будет увеличиваться на 10% каждые $200 за тысячу кубов в цене ресурса.

Есть еще правительственный проект №7038-1. Он выносится на голосование вместе с проектом Завитневича №7012-2. Нардеп Ярослав Железняк написал, что финальный «газовый пакет» предполагает, что уже с 1 марта 2022 года будет применяться дифференцированная ставка ренты на добычу газа. Соответственно, прекращает действовать закрепленная ранее законом гарантия до конца года не повышать стимулирующую ставку на ренту для добычи газа из новых скважин.

Для расчета базы начисления ренты будет использоваться наибольшая из трех величин стоимости газа:

— средняя таможенная стоимость импортного природного газа (используется сейчас как единая величина);

— стоимость природного газа на европейском хабе Trading Hub Europe (THE);

— стоимость природного газа на украинских товарных биржах.

Размеры рентных ставок предлагают следующие:

— на добытый с глубины до 5 км газ – от 29% при цене до $200 за 1 тыс. м куб до 74% при цене свыше $1000 – вместо нынешних 29% вне зависимости от цены;

— добытый с глубины свыше 5 км газ – от 14% при цене до $200 за 1 тыс. м куб до 59% при цене свыше $1000 – вместо нынешних 14% вне зависимости от цены;

— добытый из новых скважин на глубине до 5 км газ – от 12% при цене до $200 за 1 тыс. м куб до 67% при цене свыше $1000 – вместо нынешних 12% вне зависимости от цены;

— добытый из новых скважин на глубине свыше 5 км – от 6% при цене до $200 за 1 тыс. м куб до 53 % при цене свыше $1000 – вместо нынешних 6% вне зависимости от цены.

Что это означает? То, что ренту хотят повысить в 2-3 раза при условии, если цена будет превышать  $200  за тысячу кубов. Но такие цены были больше года назад, а сейчас они в 5 до 10 раз выше. Найдена золотая жила!

По расчетам Минфина, повышение ренты принесет бюджету 239 млрд. грн. за 10 месяцев. Из них 157 млрд. грн. будет направлено на импорт газа. Остальные на оборону, бустерные премии, смартфоны пенсионерам и другие идеи, которые, возможно, появятся.

Но есть одна загвоздка: рассматривая повышение рентных платежей, которое готовит власть, достаточно просто взглянуть на цифры: в 2020 году рентные платежи дали в бюджет 52,5 млрд. грн., в 2021 году – 41,6 млрд. грн. (за счет уменьшения добычи газа).

Я точно не являюсь защитником газовиков. И все вопли профильной ассоциации, куда входит крупнейший газодобытчик Украины – государственный «Нефтегаз» – о том, что при повышении ренты будет стремительное падение объемов добычи газа в Украине и, как следствие, увеличение зависимости от импорта энергетических ресурсов, в том числе из страны-агрессора РФ, воспринимаю как лоббистский пиар. Но в каждом пиаре, только часть пропаганды. Остальное – правда. Дело не в том, что ассоциация ссылается на опыт 2014 года, когда власть более чем вдвое повысила ренту до конца 2015 года. В результате чего в 2015 году были свернуты проекты на сумму $400 млн., что привело к невозможности бурения 90% скважин.

Тогда просто была война на Донбассе. Реальная война (Иловайск, Дебальцево, два Минских соглашения), а также инфляция гривны, и никакой инвестиционной привлекательности Украина не имела.

Сейчас другая ситуация – в мире высокие цены на газ. Несмотря на теплую погоду, они не падают. В 2022/2023 годах Украине необходимо 157,9 млрд. грн., чтобы обеспечить постоянное прохождение отопительного сезона. Это при том, что электроэнергия будет дорожать.

Государство думает добыть 239 млрд. грн. от рентной платы за пользование недрами для добычи природного газа. Из них 157,9 млрд. грн. предлагается направить на меры по стабилизации рынка природного газа. Другими словами – на закупку  природного газа по высоким ценам, чтобы пройти отопительный период в следующем году.

Также отмечается, что одним из этапов разрешения долгового кризиса на газовом рынке является урегулирование за счет проведения бюджетных взаиморасчетов задолженности, вызванной государственным регулированием на рынке природного газа.

Ну, и соответственно, «єПідтримка» – 4,1 млрд.,  сфера образования – 14 млрд., МВД – 4,5 млрд., Минобороны – 11,8 млрд. А также снижение НДС для внутренних авиаперевозчиков с 20% до 7% до конца 2024 года. Весь пир за счет ренты от добычи газа. Мы точно получим эти 239 млрд. грн., которые уже расписаны по первоочередным расходам? Спрашиваю потому, что не раскрыта тема, почему в карантинном 2020-м при падении цен на газ мы получили 52,5 млрд. грн. рентных платежей, а в 2021 году – всего 41,6 млрд. грн.? Есть какой-то секретик? Тогда почему мы его не знаем?

Галина Акимова

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.
Тэги: