Новости

Иран ударил не по Израилю, а по Нетаньяху

В ночь с 13 на 14 апреля Иран нанёс удар возмездия за атаку израильтянами иранского консульства в Дамаске. В сторону Израиля полетело, если верить подсчётам The New York Times, 185 беспилотников и 146 ракет. В ходе атаки, как сообщалось, погибли три человека, но, согласно этим данным, не израильтянина, а иорданца (иорданские силы помогали израильтянам и американцам отражать удар). После чего Иран заявил о том, что за теракт против консульства отомстил и для него вопрос закрыт.

Политические итоги этой атаки можно оценивать двояко — в зависимости от целей, которые ставил Иран. Краткосрочных и среднесрочных.

Если целью было, как и говорят иранские официальные лица, нанести Израилю прямой ущерб за атаку на консульство (где погибли ряд высокопоставленных офицеров КСИР), то удар стал грандиозным провалом Тегерана. Из почти 300 средств поражения лишь девять ракет, по данным СМИ, пробили израильскую систему ПВО, и повреждения от их попадания по израильским базам были минимальны.

Некоторые комментаторы в открытую насмехаются над Тегераном. Однако те, кто разбирается в военных вопросах и хотя бы что-то понимает в ближневосточных делах, аплодируют иранской гибкости и хитрости. Умению выйти из той сложной ситуации, в которую Тегеран поставил израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху.

Дело в том, что Нетаньяху позарез нужна была война с Ираном. Война для того, чтобы позволить израильскому премьеру ещё какое-то время сохранять свой пост (ведь в войну досрочных выборов не будет). Для того чтобы гарантированно оставаться на свободе (ведь после отставки в отношении Нетаньяху могут быть возбуждены дела). Для того чтобы получить возможность нанести удар по иранским ядерным объектам, максимально отсрочив момент появления у Тегерана ядерного оружия. И нужна эта война была именно сейчас, то есть до того момента, когда Иран это оружие получил.

Но начать её сам Нетаньяху не мог. Война должна была иметь для Израиля именно оборонительный характер, ведь только в этом случае в неё практически гарантированно вступят американцы, без которых Израиль победить не сможет. Ведь в Вашингтоне (по крайней мере, сегодняшнем) не горят желанием начинать войну против Тегерана — в ситуации, когда Байден занят выборами и войной против России на Украине.

Именно поэтому задачей израильского премьера было спровоцировать Иран на масштабный, тотальный удар по территории Израиля, который станет casus belli. Именно поэтому израильская армия в рамках своих рутинных спецопераций в Сирии нанесла удар по иранскому консульству, прекрасно понимая, что иранцы такое унижение на тормозах не спустят. Ведь это не удар по конвою, по базе или по расположению иранских советников, а прямое нарушение Израилем всех дипломатических правил и принципов. Прямой удар не по иранским «добровольцам», а по Ирану (территорией которого и является консульство).

И иранцы действительно не спустили, но при этом они не пошли на поводу у хотелок израильского премьера. Ударили по-своему.

Так, налёт иранских ракет и дронов был достаточно масштабным для картинки ответа, но при этом недостаточно серьёзным с технической точки зрения. Иранцы запустили практически всё то старьё, что было у них на складах. Да, параллельно с этим они испытали и гиперзвуковые ракеты, но в массе своей запускаемые дроны и ракеты стали достаточно лёгкой целью для израильских систем ПВО. Плюс их было хоть и много, но количественно недостаточно для того, чтобы это ПВО перегрузить. Вот именно поэтому жертв от удара и было минимальное количество.

Однако этого нельзя сказать в отношении финансовой составляющей. Иранцы, воюя с Израилем через своих прокси в Сирии, Ливане, Газе и Йемене, ведут против Тель-Авива войну на истощение. Истощают его ресурсы. И аятоллы сделали этот удар частью данной стратегии. Западные эксперты уже подсчитали, что на отражение иранского удара Израиль вынужден был потратить ракет на $1 млрд, причём в ситуации, когда из-за мобилизации и войны в Газе экономика страны находится в очень тяжёлом положении. Затраты же Ирана, учитывая летевшее старьё, были на порядок меньше.

И вот сейчас, после такого удара, уже израильский премьер оказался в очень непростой ситуации. Он жаждет нанести ответный удар, но для этого ему, как отмечалось выше, нужна помощь американцев. А американцы ссылаются на то, что отвечать, в общем-то, не на что. Израильтяне не погибли, масштабных разрушений нет, а значит, иранская акция не является основанием для масштабной бомбёжки Ирана, включая удары по его ядерным объектам. Поэтому израильтянам предлагается успокоиться и, если уж им так хочется, разнести какие-нибудь иранские позиции в Сирии и Ливане. Ну то есть сделать то, что Израиль уже регулярно делает без всякого на то повода.

Таким образом, политические итоги этого удара оказались явно не в пользу Биньямина Нетаньяху.

Он не получил войну, которую хотел. Он не получил унижение Ирана, которого хотел. Ну и не получил укрепление своих внутриполитических позиций, которое очень-очень хотел. А значит, именно Нетаньяху, а не иранцы является одним из основных проигравших от данного удара.

Вторым проигравшим является, как ни странно, Украина. Ведь теперь американцам и израильтянам придётся срочно пополнять израильские запасы, а заодно и укреплять ПВО американских баз (на случай, если Нетаньяху не успокоится и продолжит провоцировать иранцев). Это значит, что новых систем ПВО и боезапасов к ним, которые сейчас так нужны киевскому режиму, Зеленский не увидит. Ну или, по крайней мере, увидит лишь в телевизоре.

Геворг Мирзаян