Новости

Китайцы вскрывают нефтяные закрома Талибана

Теперь Китай идёт на север... Афганистана

Как известно, природа не терпит пустоты, а свято место пусто не бывает. В Афганистане теперь нет ни русских, ни американцев, зато туда уже заходят китайцы. Правительство Афганистана и китайская нефтегазовая компания Xinjiang Central Asia Petroleum and Gas Co (CAPEIC) 6 января в Кабуле подписали 25-летний контракт на добычу нефти на севере страны.

Работа будет вестись невдалеке от южного берега реки Амударья. В последующем планируется её переработка на НПЗ (предварительно – вблизи афганского города с таким до боли знакомым названием Мазари-Шариф на севере страны), проект которого разработан в КНР.

Афганистан будет первоначально иметь 20% долю в этом комплексном проекте, с её постепенным увеличением к 2029 г. до 75%. Министр горнодобывающей промышленности и нефти Афганистана Шахабуддин, комментируя подписанный контракт, пояснил, что площадь нефтеразработок составит 4500 кв. км в пяти районах трёх северных провинций — Сари-Пуль, Джаузджан и Фарьяб.

Промышленные запасы нефти на этой площади оцениваются минимум в 87-89 млн барр. По условиям контракта, китайская компания должна инвестировать 150 млн долларов в первый год, а за следующие три года объём инвестиций достигнет 540-560 млн долларов.

Реализация проекта стартует уже весной 2023 г. В свою очередь, китайский посол в Кабуле Ван Ю назвал этот контракт
 

«самым значительным подтверждением взаимной заинтересованности в том, что обе страны нацелены на долгосрочные экономические взаимосвязи.»

Заметим, что это первый крупный контракт по зарубежным капиталовложениям в Афганистан, подписанный «Талибаном». Что же касается афганской политики КНР, Пекин успешно развивает экономические связи с талибским Афганистаном. И, таким образом, с юга «охватывает» постсоветскую Центральную Азию, политические и экономические связи которой с КНР тоже развиваются всё активнее.

Что касается афганской нефти, прежде всего в северных районах страны, то её запасы примерно в 60 млн тонн были разведаны советскими геологами ещё во второй половине 60-х – начале 70-х — между Гератом и Мазари-Шарифом. Тогда же афганская сторона предложила разработать комплексный проект — добычи там нефти, совместного строительства НПЗ вблизи Герата или Мазари-Шарифа с прокладкой нефтепродуктопроводов в столичный и южный регионы Афганистана.
 

Вопрос обсуждался в ходе последнего (седьмого по счёту) визита афганского короля М. Захир-шаха в Москву в апреле 1973 года. Но в СССР сочли такой проект чрезмерно затратным, убеждая афганских партнёров в целесообразности сохранения импорта советских нефтепродуктов. Которые поставлялись по низким ценам и частично по бартеру.
 

Кто помнит — Туркмения, Кушка, Герат...

Тогда же в Москве советской стороной был предложен проект нефтепродуктопровода из Туркменской ССР через Кушку в Герат, в перспективе — из Герата к Кабулу и Кандагару. Афганцы подтвердили выгодность для них советских поставок, но отметили востребованность собственной нефтедобычи/переработки. Всё же переговоры по этому вопросу было решено продолжить.

Но в 1973 г., в канун антимонархического переворота в Афганистане, М. Захир-шах договорился с шахиншахом Ирана М. Р. Пехлеви по проекту НПЗ в соседнем с Ираном афганском Герате. Иран согласился предоставить до 80 % объёма финансирования на льготных условиях по реализации этого проекта, включавшего иранские вложения и в северо-афганскую нефтедобычу. Но переворот в Афганистане в июле 1973 г. прервал реализацию проекта с участием Ирана, начатую весной 1973-го.

Режим М. Дауда возобновил переговоры с СССР по нефтедобыче и НПЗ на севере Афганистана, но советская позиция сохранялась «в пользу» советских поставок нефтепродуктов. Китайское же восстановление проекта проистекает из 1975 года, когда послемонархический режим М. Дауда пригласил китайских специалистов для доработки проекта, что стало одной из причин советского недовольства этим режимом.

В период пребывания советских войск в Афганистане планировалось построить нефтепродуктопровод из Туркмении и наладить северо-афганскую нефтедобычу (в 1981-1983 гг.). Но военно-политическая ситуация там не позволила осуществить эти проекты.

В дальнейшем геологическая служба США оценила общие запасы нефти на севере Афганистана более чем в 1,3 млрд баррелей (2008 г.). По известным причинам нефтедобыча там была в проектах и с 2008 года, но Китай начинает вскрывать эту «шкатулку». И, похоже, политический ракурс здесь более чем очевиден...

 

Алексей Чичкин

Тэги: