Новости

Китайская игра в украинский кризис

Позиция КНР относительно украинского кризиса вызывает огромный интерес, хотя бы потому, что Китай рассматривается как потенциальный союзник России. В то же время, позиция КНР очень осторожная, что вызывает закономерное недовольство патриотической общественности в России

6 марта глава МИД КНР Цинь Ган во время эфира на youtube-канале газеты South China Morning Post, высказал несколько суждений относительно украинского кризиса.

По мнению китайского дипломата, «украинский кризис подошёл к критическому моменту. Либо огонь прекратится, восстановится мир, встав на правильный путь политического урегулирования, либо масло будет подлито в огонь, кризис усугубится, ситуация выйдет из-под контроля. Сейчас необходимы спокойствие, разумность и диалог. Необходимо как можно скорее запустить мирные переговоры».

В основе переговоров должен лежать принцип уважения «всех законных озабоченностей» соответствующих сторон в сфере безопасности. Собственно, китайцы постоянно это повторяют — речь идёт о явной отсылке к самому началу конфликта, когда Запад отказался рассматривать российские предложения по безопасности. Это, видимо, наиболее прямая дипломатическая поддержка, которую КНР готова оказать России на данном этапе.

Посетовав на то, что «усилия, направленные на содействие проведению переговоров, потерпели поражение» (по-видимому, имеется в виду реакция коллективного Запада на китайский мирный план), глава МИД КНР переходит к вопросам действительно важным (для читателей South China Morning Post): «Китайский народ имеет право спросить: почему США говорят об уважении суверенитета и территориальной целостности по украинскому вопросу, но не уважают суверенитет и территориальную целостность Китая по тайваньскому вопросу?» При этом он обвинил США в том, что они «не нажимают на тормоза» (видимо, и в тайваньском вопросе тоже), что «обязательно приведёт к конфронтации и конфликту».

Тут следует понимать, что Поднебесная — государство сугубо интровертное. Все проблемы оно рассматривает с точки зрения своих интересов и своих представлений о прекрасном, а равно — о разумном, добром и вечном.

«Мирный план КНР» — это не программа действий (там нет никакой «дорожной карты»), а обозначение позиций Китая с точки зрения интересов Китая. И этих интересов два (три на самом деле, там ещё про рынок и про санкции, но Цинь Ган об этом, кажется, не говорил).

Во-первых, КНР озабочена вопросам своей безопасности и желает, чтобы окружающие государства пошли навстречу Китаю в этом вопросе.

Именно потому о российских предложениях про безопасности и тем более о членстве Украины в НАТО китайские товарищи ничего не говорят — им это не интересно. Они не намерены решать за Россию её проблемы. У них свои проблемы есть — разного рода альянсы, создаваемые США в «мягком подбрюшье КНР» — Тихом океане.

Вот, например, Partners in the Blue Pacific — неформальное партнёрство Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, США и Японии в интересах поддержки островных государств региона, провозглашённое в июне прошлого года. Или AUKUS — объявленное в сентябре 2021 года военное партнёрство Австралии, Великобритании и США, предполагающее перевооружение австралийских вооружённых сил (включая поставки атомных подводных лодок с крылатыми ракетами). Но упоминать AUKUS в контексте украинского кризиса неудобно, вернее даже как-то неуместно. По крайней мере, пока австралийцы не выразили желания передать Украине одну из ещё не построенных для них АПЛ. И то, китайцы скорее поддержат такую инициативу.

Во-вторых, Китай озабочен вопросом интеграции Тайваня, намереваясь осуществить его мирным или почти мирным путём.

Вопрос территориальной целостности Украины китайцы именно с этой точки зрения рассматривают и намекают Западу, что если законные интересы Китая относительно Тайваня будут учтены, то, возможно, Китай осудит Россию за «оккупацию Крыма». Но это не точно.

Ну и самое главное. Владимир Корнилов пишет: «Затягивание боевых действий на Украине прямо противоречит интересам США. В первую очередь из-за того, что отвлекает Вашингтон от гораздо более важного для него соперничества с Китаем». Как вы считаете, в Китае это понимают? Вопрос риторический, отвечать не надо…

Василий Стоякин