Новости

Контуры церковного раскола

После назначения Фанаром (стамбульский квартал, где находится резиденция константинопольского патриарха Варфоломея) заокеанских экзархов в Киев — без согласия и уведомления священноначалия РПЦ и УПЦ МП — и после заявления Фанара, что в смысле каноническом Украина принадлежит ему, просто в XVII в. Москва канонические права незаконно присвоила, стало ясно, что разрыв церковного общения с Константинополем близок.

 

После чего в классическом жанре «всё пропало» и «Москва доигралась» пошли разговоры, что в случае окончательного разрыва и наложения взаимных клятв Русская Церковь останется в полной изоляции, ибо никто из поместных Церквей её не поддержит.

То, что ситуация серьёзная и неприятная, никто не отрицает, но при оценке перспектив следует учитывать ряд обстоятельств. 

Во-первых, не следует мыслить разрыв в духе 1054 года, когда по распоряжению Константинопольского патриарха Михаила Керулария в латинских церквах осквернялись Святые Дары, папский легат кардинал Гумберт возложил на престол Святой Софии грамоту об отлучении и перед всеми встал вопрос: «С кем вы, мастера культуры?» Сегодня вопрос «или я — или он» вряд ли будет поставлен перед другими поместными Церквями.

Во-вторых, крики всёпропальщиков, вероятно, основаны на истории с провалом Всеправославного собора, созванного в 2016 году Константинополем, на который не явились только четыре Церкви из четырнадцати — Антиохийская, Русская, Болгарская и Грузинская. Следует, однако, понимать, что предмет разногласий и претензий в 2016-м и сегодня различен.

В 2016 году Фанар вёл тонкую, обволакивающую игру, не выступая с открытым забралом, и демарш четырёх Церквей мог показаться остальным чрезмерно резким. Сейчас папистские претензии на право Фанара вязать и решать, на его право властно вмешиваться в дела других поместных Церквей явлены совершенно открыто. Что не даёт уверенности в том, что другие предстоятели с такими претензиями согласятся и им это сильно понравится.

Ибо за исключением древних Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, канонические территории которых сложились ещё в римские времена, все остальные Церкви стали автокефальными исторически недавно, у всех есть проблемы и зацепки. 

Если Варфоломей и дальше начнёт вязать и решать, мало никому не покажется.

А древние Церкви — во всяком случае Александрийская и особенно Антиохийская — переживают сейчас тяжкое время гонений на христиан, гонений, являющихся прямым следствием продвижения демократии (так называемой арабской весны), организованного США.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Поскольку крепнет убеждение, что Фанар является прямым американским клиентом, вряд ли древним церквам (да и недревним тоже) сильно понравится возвышение его статуса до верховного папы всего православного мира. 

В-третьих, константинопольская паства очень невелика сравнительно с паствами Церквей, которые вряд ли пребывают в восторге от нового папизма. Не то чтобы вопрос ставился с последней прямотой: «Сколько дивизий у папы Фанарского?» — но всё-таки соотношение численности внушает: у Константинополя — 5 миллионов паствы, у Болгарской Церкви — 8 млн, у Сербской — 6,5 млн, у Элладской (Греческой) — 9 млн. Не считая Русской Церкви, у которой паствы более 100 миллионов. Конечно, такая статистика достаточно условна, но поскольку она для всех условна, соотношение остаётся в силе.

Другое возражение — «Не в силе Бог, а в правде». История знает времена, когда церковный народ массово впадал в ересь и только малое стадо сохраняло чистоту веры. Если малое стадо — это Константинопольская Церковь, тогда конечно. Но о чистоте фанарского вероучения бытуют и другие мнения. 

То, что будут большие соблазны и искушения, принесённые блаженным Варфоломеем, — это несомненно, но то, что всё пропало, нас окружили, отрезали... Негоже христианину так унывать. Да и факты не дают оснований для полного уныния.

Максим Соколов