Новости

Лисичанск и Северодонецк: жизнь на руинах

Мрачный скелет многоэтажного здания, часть которого была покрыта чёрной копотью от первого до последнего этажа, напоминавшей о бушевавшем здесь пожаре, выглядел совершенно безжизненно. Окна этого печального строения либо заделаны плёнкой или фанерой, либо вообще представляют собой ничем не прикрытые дыры, в которых свистит ветер. Создавалось впечатление, что дом давно заброшен и в нём давно никто не живёт. Однако это впечатление обманчиво. Водитель подъехавшей машины с гуманитарной помощью начинает сигналить, и через несколько минут из дома начинают выходить люди. Живые свидетели ужасов войны, царивших не так давно в этом городе.

Таких домов в Северодонецке и Лисичанске достаточно много. В некоторых из них уже появились свет и газ, в некоторых ещё нет. Однако отопления до сих пор нет нигде. Есть проблемы и с водой – из-за морозов трубы заморозились, и поэтому до квартир вода не доходит.

В Северодонецке уже есть свет и газ, проводятся работы по замене систем отопления, однако когда их запустят, неизвестно. Много домов до сих пор без стёкол, температура в квартирах от +8 до +18 градусов.
 

«Подогреваем обогревателями, температура в квартире +12-14 °С. Как получается, когда дожди шли, было и побольше. Газ и свет есть, а воду носим из подвала»,

— отмечает жительница Северодонецка 

У большинства людей нет дорогих и качественных электрообогревателей, а тепловентиляторы («дуйчики») греют достаточно слабо. Местные власти не выдают даже плёнок для того, чтобы как-то закрыть окна – местным жителям либо приходится покупать их за свои средства, либо заказывать волонтерам.

В Лисичанске ситуация более тяжелая, чем в Северодонецке – электричества, центрального водоснабжения и отопления в городе до сих пор нет. В дома подведён только газ. По этой причине вопрос наличия средств обогрева для местных жителей является, по сути, вопросом их выживания .

Осенью минувшего года автор данного текста организовывал сбор средств на печки-буржуйки (тогда удалось собрать небольшую сумму, на которую было изготовлено 8 буржуек, подробнее можно почитать в материале Северодонецкая агломерация в зоне гуманитарной катастрофы: как живет север ЛНР). Тогда же на меня вышел директор ООО «СИБТЕПЛОЭНЕРГОМАШ» (Новосибирская область) Сергей Белеуш, который выразил готовность абсолютно бесплатно изготовить печки-буржуйки для нужд населения и доставить их по обозначенным координатам.

На данный момент новосибирцы передали в ЛНР партию из 60 буржуек, которые благодаря волонтерам из отдела по делам семьи Луганской епархии, которая занимается доставкой гуманитарной помощи в Северодонецкую агломерацию, были доставлены в город Лисичанск. Списки нуждающихся готовились две недели.

В целом, гуманитарная ситуация в Северодонецке и Лисичанске по-прежнему остаётся непростой. При этом ещё в декабре правительство ЛНР установило временные тарифы на коммунальные услуги на территории Северодонецка, Лисичанска и Кременского района, и, в частности, тарифы на водоснабжение. Это вызывает определённые вопросы, учитывая, что в Лисичанске воды нет вообще, а в Северодонецке люди носят воду из подвалов из-за промёрзших труб.

Вызывают вопросы и крайне медленные темпы восстановления инфраструктуры городов на севере ЛНР – тяжелая ситуация сложилась не только в Северодонецке, Лисичанске, Кременной, но и в населённых пунктах поменьше, например, в Горском. В ЛНР столь медленные темпы восстановления объясняют продолжающимися боевыми действиями в регионе.

Например, депутат Народного совета ЛНР Ольга Кобцева недавно заявила, что восстановление инфраструктуры города Рубежное, который входит в Северодонецкую агломерацию, станет возможным только после стабилизации обстановки на линии боевого соприкосновения. Местным жителям, впрочем, от этих объяснений не легче.

Вместо того чтобы реально помогать людям, например, обеспечив нуждающихся печками-буржуйками или хотя бы плёнками и фанерой, чтобы заделать окна и утеплить квартиры, власти кивают на боевые действия. В то время как реальную помощь местным жителям оказывают волонтеры за свой счёт и за счёт пожертвований обычных граждан.

 

Виктор Бирюков (Луганск)

Тэги: