Новости

Парламентские выборы на Украине: свежая социологическая фантастика

Последние времена настают: уже несколько дней СМИ публикуют результаты остроактуального политического опроса Социологической группы "Рейтинг", а на сайте компании его нет. Между тем речь идёт о первом опубликованном с февраля 2022 года рейтинге политических партий. Правда, вполне фантастическом

Данных о параметрах последнего исследования Социологической группы «Рейтинг» нет, известно только, что он был проведён в конце ноября. Подтверждение факта проведения исследования нам, правда, удалось получить по своим источникам.

Почему исследование фантастическое?

Во-первых, в силу целого комплекса причин, определяющих ненадёжность полученных на Украине социологических данных. Тут и нарушенность выборки из-за миграционных процессов, и недоверие людей к социологам (не к самим по себе, а к людям, которые могут представляться социологами), и неадекватность общественного сознания под воздействием стресса и пропаганды.

Во-вторых, неадекватность списка политических партий — первые три позиции в результатах исследования занимают несуществующие «политические партии» — чистая фантазия авторов опросного листа («анкетой» в социологии принято называть опросник, который даётся на самозаполнение).

В-третьих, совершенно непонятно, по какой модели будут проводиться выборы, если их проведение вообще удастся назначить. Речь идёт не столько об избирательной схеме, сколько, например, о методиках проведения выборов на фронте или среди вынужденных мигрантов.

В-четвёртых, к моменту начала избирательной кампании может измениться примерно всё. Например, кто-то из политических лидеров может до выборов и не дожить (ни на кого конкретно не намекаем, но война же — всякое может случиться).

В общем, результаты исследования не дают никакого представления о возможном распределении мест в парламенте, но дают о некоторой политической растерянности и рассеянности украинцев.

Итак, если бы выборы проходили сейчас, то голоса электорально активных украинцев (т. е. тех, кто собирается принять участие в выборах и определился с выбором) могли бы распределиться так:

Первое место заняла бы партия главкома ВСУ Валерия Залужного — 36%. Напомним, что на выборах 2019 года безусловный лидер, партия «Слуга народа» получила 43% голосов. А партии Залужного не существует в реальности.

Второе место заняла бы партия президента Владимира Зеленского с результатом 27%. Ещё до начала СВО было известно, что Зеленский и Ермак разочарованы политическим проектом «Слуга народа», поскольку депутаты от СН дискредитируют и саму эту политическую силу и самого президента. Однако насколько далеко зашла работа по созданию нового политического проекта не было известно тогда и тем более неизвестно сейчас.

На третьем месте оказалась несуществующая партия комика и волонтёра (по утверждениям Анатолия Шария, этот волонтёр ворует совершенно без меры) Сергея Притулы — 8%. В феврале 2022 года партия «24 августа» (о том, что партия будет называться именно так, Притула заявил в начале февраля) набирала 5% голосов.

Партнёром Притулы является нацист и уголовник Сергей Стерненко, фамилия которого в «бюллетене» отсутствует (мы вообще не знаем, как его появление в списке повлияло бы на рейтинг — скорее всего, никак, потому что с началом СВО Стерненко ушёл в тень, служит где-то в теробороне — в армии опаснее).

Четвёртое место — партия «Азов»* с результатом 6%. Сейчас такой партии нет, есть «Национальный корпус», рейтинг которого в 2022 году не замерялся и было почему: он находился ниже плинтуса.

Пятое место — «Слуга народа», 5,5%. В 2022 году рейтинг партии составлял 18% — гораздо больше, чем сейчас, но гораздо меньше, чем у СН + Партия Зеленского — 32%. Кстати, даже в сумме они набирают сейчас меньшей одной партии Залужного, но это ни о чём не говорило бы даже в случае, если бы эти данные что-то отражали.

Шестое место — «Европейская солидарность» Петра Порошенко с 5%. В прошлом году рейтинг партии составлял 17%.

Менее 5% получили:

— партия Дмитрия Разумкова — 3% (не существует, в прошлом году тянула 6%, но в военную повестку экс-спикер вообще не вписался);

— «Батькивщина» Юлии Тимошенко — 2% (было 11%).

Партии Алексея Гончаренко (не существует), «Свобода»*, УДАР Виталия Кличко, Алексея Арестовича** (не существует), Юрия Бутусова (не существует), «Украинская стратегия» Владимира Гройсмана получают примерно по 1% голосов.

Из приведённых данных можно сделать следующие выводы:

Во-первых, в результате войны политический спектр Украины переживёт полное переформатирование.

Во-вторых, большую роль в этом спектре будут играть люди, политикой ранее не интересовавшиеся, зато участвовавшие в боевых действиях.

В-третьих, «старые» политики утратили шанс на самостоятельное участие в политике (им остаётся только вписываться в новые структуры).

В-четвёртых, Владимир Зеленский подтвердил своё право оставаться в политике (но вот будет ли у него такая возможность?).

В-пятых, мы имеем социологический феномен, когда предполагаемая политическая борьба по мнению социологов развернется между... несуществующими партиями. Партий нет, но социологи замеряют их рейтинги. Такой вот парадокс.

P. S.: Большая часть приведённых выводов будет в несколько меньшей степени актуальна и для России.

* Террористическая организация, запрещённая в России.

** Иноагент и спонсор терроризма.

Василий Стоякин