Новости

Почему у Вашингтона трясутся руки?

«Надвигается мать всех экономических кризисов, и политики мало что смогут с этим поделать»

Ответить на вопрос, содержащийся в заголовке данной статьи, весьма просто, если принять во внимание несколько важных обстоятельств. Первое – это то, что ожидает американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor в мировой экономике по состоянию на конец декабря. С этого и начнём.

Если теряющие связь с действительностью «командиры» Евросоюза (вроде Жозепа Борреля и Урсулы фон дер Ляйен) собираются «как первооткрыватели и конкистадоры» открывать «Новый мир», то разведчики-аналитики из американского города Остин, что в Техасе, гораздо менее оптимистичны. По их прогнозам, на конец года «энергетический кризис в Европе углубится, а высокие цены на природный газ и электроэнергию вызовут значительные финансовые потрясения для домашних хозяйств и предприятий к концу зимы. Усилия европейских правительств, включая ограничение цен на электроэнергию, вырабатываемую за счет возобновляемых источников, вмешательство в рынок электроэнергии и субсидии частично, но не полностью смягчат кризис... Если Европейский союз установит предельные цены на российский природный газ, что маловероятно, такое ограничение лишь частично снизит цены на газ, поскольку не покроет импорт дорогостоящего СПГ. Существует риск того, что Россия может сократить добычу, что может привести к резкому росту цен на нефть и обострению энергетического кризиса в Европе и мире». Ну и так далее по всем «портретным деталям» кризиса, устроенного Западом из-за его закоренелой ненависти к России. Нам же важен вывод: высокие цены на энергоносители и инфляция заставят ФРС и большинство других западных центральных банков ужесточать денежно-кредитную политику, поднимая ставку заимствования, чтобы снизить инфляцию, подавляя при этом экономический рост и потенциально приводя к рецессии в странах Запада.

Понятно, что рецессия станет еще более вероятной, если Россия сохранит поставки газа в Северную Европу близкими к нулю, поскольку это вынудит большинство европейских правительств сократить потребление энергии, что негативно скажется на экономической активности. Экономический рост в четвёртом квартале в Соединённых Штатах, Великобритании и зоне евро останется низким, вероятно, даже отрицательным в нескольких странах, но это вряд ли удержит центральные банки от повышения процентных ставок, полагают аналитики Stratfor.

Добавим то, о чем они умалчивают: вскормив украинских националистов и через них спровоцировав военные действия на территории бывшей Украинской ССР, США выбили из процесса становления нового мирового порядка не столько Москву, сколько Брюссель – своего «младшего» партнёра и конкурента. И особой печали о том, что ЕС «вылетает из седла», не очень заметно. Руки трясутся у Вашингтона не от страха за старушку Европу, а от того, что он пропустил ещё один удар от Си Цзиньпина, проехавшегося по нефтегазовому бочонку на Ближнем Востоке. В ходе официального визита в Эр-Рияд китайский лидер заявил о том, что отныне его страна будет использовать юань для торговли нефтью через Шанхайскую нефтяную и Национальную газовую биржи, и пригласил монархии Персидского залива присоединиться этой схеме. Напомним, уже пять лет Китай является крупнейшим импортером сырой нефти на планете, причём половина её импорта в Поднебесную поступает с Аравийского полуострова и более четверти – из Саудовской Аравии.

Не надо думать, что техасцы просто увлеклись «ужастиками», чтобы пощекотать нервы читателям. Профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини, один из самых авторитетных экспертов в мире в глобальных финансов, предсказавший глобальный финансовый кризис 2008 года, полагает, что мировая экономика движется к беспрецедентному сочетанию экономического, финансового и долгового кризисов вследствие резкого роста дефицита, заимствований и левериджа. Это означает, что «надвигается мать всех экономических кризисов, и политики мало что смогут с этим поделать».

Рубини предлагает взглянуть на цифры, которые он считает ошеломляющими: во всём мире общая доля долга частного и государственного секторов в ВВП выросла с 200% в 1999 году до 350% в прошлом. Сейчас этот показатель равен 420% в странах с развитой экономикой и 330% в Китае. В Соединённых Штатах он (420%) выше, чем во время Великой депрессии и после Второй мировой войны.

Конечно, долг может и стимулировать экономическую активность, если заёмщики инвестируют в оборудование, дома, общественную инфраструктуру, приносящие доход, превышающий стоимость заимствования. Однако большая часть заимствований идёт просто на финансирование потребительских расходов, превышающих чей-либо доход, на постоянной основе, а это – верный путь к банкротству.

Поэтому эта самая «мать» кризисов пройдётся не только по Европе. Высокий европейский спрос на сжиженный природный газ взвинтит цены на голубое топливо для стран-импортёров в Африке, обеих Америках и Азии. Это подорвет экономический рост в Индии, Южной Корее и Японии и спровоцирует социальные волнения и политическую нестабильность в странах с низким уровнем дохода: в Пакистане, Бангладеш и Гане. Высокие цены на СПГ в Китае заставят Пекин увеличить использования угля в зимний период, а это выявит хрупкость китайской системы транспортировки этого вида топлива.

На Юге Азии и Африки будет не по карману импортировать СПГ и нефть по мировым ценам, если они подскочат – а они подскочат. И это откроет дверь финансовым кризисам из-за увеличения расходов бюджетов и внешних заимствований для финансирования импорта энергоносителей и роста социальных волнений. То же самое грозит и Северной и Южной Америке, где высокие цены на нефть приведут к усилению давления на правительства с целью поддержания низких цен на топливо и увеличения социальных расходов.

Накатывающаяся на мировую экономику «мать всех кризисов» – это не благопожелание Западу отбивающейся от западных санкций России: масштаб проблемы подчёркивают самые авторитетные западные экономические издания и имена. При всём этом в раскладе будущего «по-вашингтонски» присутствует одна решительно важная деталь – надежда на то, что Россия потеряет способность мобилизовать ресурсы для завершения спецоперации на Украине. Гипотетический провал военных усилий Москвы и переговоры с Киевом будут означать триумф политики Запада, вслед за которым последуют, в частности, «крепкие объятия» НАТО по границам, и при этом постепенная отмена санкций – не всех, но тех, что откупорят неиспользуемые трубопроводные мощности в Европу...

Обратите внимание на то, как ёрзают на санкционном острие Соединенные Штаты. С одной стороны, они вроде бы держат в отношении Москвы жёсткую линию и побуждают к тому же своих европейских союзников, оказывая комплексную военную поддержку режиму Зеленского. Но в то же время «Соединенные Штаты не будут усиливать вторичные санкции в отношении экспорта российской нефти из-за опасений, что это может привести к резкому росту цен на нефть», – подчёркивает Stratfor. И далее – внимание: «В то время как европейские лидеры столкнутся с большим давлением, требующим взаимодействия с Россией для смягчения энергетического кризиса на континенте, ключевой момент принятия решения наступит только в январе 2023 года, когда санкции ЕС против России будут продлены».

То есть уже через месяц продолжающейся санкционной войны против России ситуация станет аховой и требующей немедленного замирения с Москвой, иначе «мать всех кризисов» застучит во все двери.

Угроза, которую Белый дом не хочет замечать, в том, что многие заёмщики – домохозяйства, корпорации, банки, теневые банки, правительства и даже целые страны – стали неплатежеспособными «зомби», как их называет профессор Нуриэль Рубини. Их поддерживали низкие процентные ставки, позволяющие справляться с расходами на обслуживание долгов политикой нулевых или отрицательных процентных ставок, количественным смягчением и прямой финансовой помощью. Западные санкции против России положили конец «этому финансовому рассвету мёртвых», поскольку центробанки вынуждены теперь повышать процентные ставки, чтобы остановить инфляцию. Начавшийся январь заставит даже Вашингтон понимать, что он сталкивается с наихудшим вариантом стагфляции вкупе с наихудшими аспектами глобального финансового кризиса, что, собственно, Рубини и назвал «матерью всех кризисов».

Фото: REUTERS/Evelyn Hockstein

ЕЛЕНА ПУСТОВОЙТОВА