Новости

Сериал «Крымский мост»: ждем третью серию?

Уже раньше выражал мнение, что Крымский мост так и останется заложником ситуации, находясь под постоянным прицелом. В этом плане он очень удобен: беспроигрышное дело для украинской стороны, что бы там не случилось, очередное суперворовство всплыло, застопорилось контрнаступление, ВСУ где-то получили сильно, стоимость газа и топлива выросла – в общем, когда надо на что-то отвлечь общественность, тут лучше мишени, чем Мост не придумать.

Потому били, бьют и будут бить дальше. Это как беспилотником по «Москва-Сити». До тех пор, по крайней мере, пока это будет срабатывать у украинского электората, а ближайшие пару лет точно будет срабатывать, из-за особенностей психологии «У соседа дача сгорела», хотя в нашем случае «Сезон отдыха в Крыму накрылся». На той стороне это радует многих.

Хотя стоит отдать должное работе украинской стороны, падение интереса к отдыху в Крыму в этом году составило около 2 миллионов человек, что по сравнению с прошлым годом дает цифру около 35-40%.

Так что рисуется весьма унылая партия – Украина будет испытывать на Мосту новые виды вооружений, Россия будет ремонтировать Мост и пытаться хоть что-то противопоставить противнику в плане защиты такого объекта.

Вот, как пример: новые спутниковые снимки подтверждают заявление Украины о том, что Россия топит суда вдоль Керченского моста, чтобы сформировать защитный барьер от будущих атак надводных и подводных судов без экипажа.

На снимке с весьма низким разрешением, сделанном Planet Labs, видно семь судов, вроде бы затопленных к югу от моста. Это место находится примерно в 15 милях к северу от того места, где устье Керченского пролива встречается с Черным морем, по которому украинские морские беспилотники почти наверняка добирались до моста 17 июля.

Тогда Мост был атакован украинским БМА «Sea Baby», который, как сообщил CNN, перевозил «до 850 килограммов взрывчатки». Спутниковые снимки, предоставленные Maxar Technologies в то время, показали, что северный пролет моста получил наибольшие повреждения, а это означает, что БМА, скорее всего, пересек южный пролет, прежде чем взорваться под северным пролетом.
 

Более качественные снимки, правда, свидетельствуют о том, что эти суда (баржи) не затоплены, а просто расставлены в определенном порядке.
 

 

Судя по реакции иностранных СМИ, они тоже согласны с тем, что КМ (Крымский мост) – это достойная цель как в военном, так и в политическом плане.

Действительно, президент России Путин как-то и не скрывал, что мост – это работа, которой он гордится.
 

Уж если по настоянию Путина КМ вносят в учебник истории – это говорит о многом. Но на самом деле действительно, Мост – это очень большая работа, которая была сделана на удивление хорошо. Да, на взрывы мосты не были рассчитаны, но они выполняли свою работу и к тому же скажем прямо – спроектированы весьма красиво. И бонусом еще и крепкими оказались.

Потому неудивительно, что после каждой атаки начинаются активности в плане защиты Моста. Диверсия с грузовиком, управляемый катер со взрывчаткой – были. Теперь на очереди ракеты различного назначения и подводный беспилотник.

Вполне логично, что у нас решили как-то все-таки начать работу по тому, чтобы обезопасить подходы к мосту. И мы уже говорили на эту тему, боновые заграждения – самое то. Если посмотреть, то расстояние между баржами (которые вроде как там затопили) не более 200 метров. То есть, натянуть сетевые заграждения не так уж и сложно. Фарватер? Да, открывать-закрывать проход – это тот еще геморрой, но суда через пролив идут не каждые пять минут, так что оно того стоит.

Сетевые заграждения в стиле Второй Мировой войны – самое то. Балтика была ими перегорожена напрочь, и сетевые заграждения вкупе с минными полями практически парализовали работу советских подводных лодок, унеся многие из них на дно. Беспилотная бомботорпеда, в лучшем случае, управляемая дистанционно, в худшем – идущая по заложенному в нее маршруту, не сможет выбраться из сетевого заграждения с огромной долей вероятности.

Подводная лодка с экипажем, который видит ситуацию, может. Беспилотник – сомнительно. Да, датчики могут передавать данные о крене, усилии моторов и так далее, но оценивать это будут люди, находящиеся довольно далеко от места событий. Есть в этом моменте некоторое сомнение.
 

«Периодические успешные удары Сил безопасности и обороны Украины по этой законной военной цели привели к серьезным повреждениям конструкции моста, в частности его дорожных и железнодорожных полотен. Недавние удары по Керченскому мосту в очередной раз ухудшили ситуацию для группировки войск противника на юге Украины и вызвали истерическую реакцию военно-политического руководства Москвы».

Из пресс-релиза ВСУ.

Спорно? Конечно. Истерик не было, повреждения были, но их отремонтировали. И теперь что-то будет делаться для того, чтобы и дальше защитить мост от возможных атак.
 

 

Как, например, получилось в Севастополе, где построили боновые заграждения через устье Севастопольской гавани в рамках эшелонированной концепции морской, сухопутной и противовоздушной обороны. Украина начала наносить там удары БМА еще в октябре 2022 года.

Защита становится все более изощренной после атак дронов, что не удивительно, и роль свою отыгрывает по полной программе. На видео, снятом во время атаки 23 мая на Севастополь, видно, как один из БМА врезался в препятствие, но два других смогли перепрыгнуть через него. 30% - не так уж и плохо.

Оборонительная система у Керченского моста, которая все еще строится, конечно, отличается, потому что она опирается на суда для частичного перекрытия подходов к пролету.

Саттон и Говард, авторы The Drive, которые внимательно следят за этим вопросом, озвучили мнение, что барьеры из затонувших судов, «вероятно, будут умеренно эффективны против надводных и подводных беспилотников». Они же высказались, что боновые заграждения будут весьма уместны, поскольку могут предотвратить проход надводных скоростных дронов.

Саттон:

«Это похоже на барьеры, которые мы видим в российских гаванях вокруг Крыма. Разница по сравнению с защитой гавани заключается в том, что их не нужно открывать, чтобы пропустить корабли.

Эти барьеры из стоящих на якоре судов, явно созданы для создания препятствий, требующих некоторой степени точности для самостоятельной навигации, даже без дополнительных сетей и других барьеров. Беспилотные лодки с управлением «человек в контуре», работающие ночью, могут иметь проблемы с успешным выполнением этой задачи, особенно если они находятся под огнем».

Украинский подводный беспилотник, который, по словам компании Ammo Ukraine, разрабатывается, может изменить многое, когда дело дойдет до атак на критически важную российскую морскую инфраструктуру. Понятно, что украинская сторона будет стараться сделать все возможное для того, чтобы проводить атаки как можно более эффективно.

Возможно даже, что в недалеком будущем Украине не понадобятся катера-беспилотники для атаки Моста, или, по крайней мере, ей не придется полагаться в первую очередь на этот способ атаки. Ведь катер-камикадзе – это все-таки эрзац нормального вооружения, хотя зачастую и весьма эффективный эрзац.

Как уже сообщалось, Киев заявил, что модифицировал противокорабельные ракеты «Нептун» для атаки наземных целей с заявленной дальностью полета 400 км и боеголовкой около 350 кг. В случае успеха этих планов, это означало бы, что Украина может нанести удар из глубины своих позиций по инфраструктуре Крыма.

Ясно одно: Украина по-прежнему заинтересована в нанесении еще одного удара по Крымскому мосту. Он остается главной целью не только из-за его основной логистической ценности, но и из-за его символизма. Удар по Мосту – это удар по самолюбию президента России, для которого эта стройка, пожалуй, стала самым значимым событием, когда речь идет о созидании.
 

И здесь вполне возможно противостояние двух военно-политических сил, одна из которых будет стараться уничтожить Мост, а вторая – защитить. Подоплека, естественно, будет лежать в сфере политики и личностных отношений, но это только придаст большее напряжение ситуации.

Вообще, конечно, ситуация очень непростая: Россия находится в положении догоняющего. Чем в следующий раз ударят украинцы, сказать очень сложно, по крайней мере, представителям СМИ. Есть надежда, что в военной разведке более в курсе.

Расклад хорош для учебника-пособия военного заведения в любой стране мира: страна, полностью угробившая свой флот весьма прилично напрягает страну, у которой флот какой-никакой, но имеется. То есть, имеются надводные корабли, подводные лодки, флотская авиация. Насколько всего хватает в количественном и качественном аспекте – не так важно, потому что у Украины нет уже практически ничего.

Однако президент Украины Зеленский на днях вручает знамя новому соединению в составе ВМСУ: 385-й отдельной бригаде морских беспилотных комплексов специального назначения. Такого в российском (да и не только в российском) флоте пока нет.

Новое соединение, скорее всего, будет базироваться в Очакове, где находится и 73-й морской центр специальных операций имени кошевого атамана Антона Головатого ВМСУ. Понятно, что 73-й морской центр Сил специальных операций Вооруженных сил Украины и 385-я отдельная бригада морских беспилотных комплексов будут заниматься одним делом – разработке и выполнению антироссийских задач диверсионного характера в Черном море.

То есть – Севастополь, Новороссийск и Крымский мост. Собственно, а больше и целей-то на Черном море нет, но и того, что перечислено, более чем достаточно.

Ну и здесь стоит серьезно отнестись к сообщению американского аналитического сайта «Naval News». По его информации, в конце августа украинцы, предположительно, в том же Очакове спустили на воду первый «отечественный» ударный подводный дрон, названный его создателями «Маричкой».

«Маричка» преподносится как нечто эпохальное, способное переломить ситуацию в войне на Черном море в пользу Украины.

Сведений об аппарате немного: длина около шести метров, ширина – около метра. Вес/водоизмещение – около тонны. Такие размеры позволяют разместить боеголовку весом около 350-400 кг и солидный запас топлива, обеспечивающий около 1000 км дальности хода.

Была и озвучена стоимость данного аппарата. Правда, почему-то в долларах. 433 000 долларов США, что дает эквивалент в 16 000 000 украинских гривен. Довольно приличная сумма, которая изначально дает понять, что аппарат не станут разменивать на баржу или буксир. Но в целом – довольно неожиданное техническое великолепие для страны, у которой проблемы с ВПК стоят на весьма высоком уровне.

Но есть весьма пикантная деталь: одновременно с новостью о спуске на воду «Марички» в Сеть был вброшен… мультяшный ролик! Научились, ничего не сказать! И в этом ролике снят замысел, по которому «Маришка» медленно, но неотвратимо подкрадывается к бетонной опоре и, естественно, взрывается.

Ну на Черном море у нас как бы не очень много мостов. Один. И становится понятно, ради чего вообще все затевалось. Этакий «Привет Мосту» от ВМСУ. Как говорится – спасибо за предупреждение.

Однако, прежде чем прикидывать, насколько «Маричка» опасна (некоторые наши СМИ и каналы уже поспешили всех заверить, что все это пропаганда), стоит вообще вспомнить, как проходили первые два удара по Мосту.
 

8 октября 2022 года можно смело заносить в учебники всех спецподразделений диверсионного дела. Организация была проведена на высшем уровне, исполнение тоже. Взрыв грузовика, груженного огромным количеством взрывчатки и… ничего. Разрушили одну полосу полотна.

Да, затруднение по проезду было, так как движение сделали в реверсном режиме по уцелевшей полосе. Но уже через два месяца движение было восстановлено. Наземный способ оказался очень эффектным, но не эффективным, хотя спецслужбы Украины заставили себя уважать.

17 июля 2023 года был нанесен второй удар. На этот раз надводным беспилотником. Дрон «Морський малюк», 850 килограммов взрывчатки, подведенные под полотно в районе 145-й опоры, взрыв, погибшие люди… Но уже 18 июля движение через Мост было восстановлено, хоть и частично. А с 2 августа — в полном объеме.

Что в предварительном итоге?

Две весьма грамотно спланированные и успешно проведенные операции фактически закончились ничем. Мост как стоял, так и стоит, и здесь украинцы явно просчитались, оценивая прочность Моста. Сделано реально крепко, как оказалось. Да, будь Мост по качеству как многие новостройки к тому же ЧМ по футболу – страшно подумать, что получилось бы. Но строили не на чемпионат, потому стоит Мост, и падать не собирается.

И никаких истерик в России. Истерили как раз на той стороне, щедро суля Мосту гроб. Однако не вышло, и вот теперь третий вариант. Подводный.

Надо сказать, идея неплоха. Видимо, в Очакове хорошо подумали, прежде чем за нее взяться. «Маричку» создали, причем, наверное, не в одном экземпляре. Думаю, речь идет о ручной сборке 2-3 штук.
 

Правда, не стоит думать, что «Марички» завтра пойдут к Мосту. Мост, знаете ли, это стратегический резерв Зеленского, у которого тоже выборы на носу. И уронить Мост аккурат перед выборами – это полезно для поднятия духа электората по полной программе. Так что время подготовиться к ответу есть. Тем более, что с ответом не все так просто, как хотелось бы.

Первое, что сразу приходит в голову – это боны и сети, о которых уже говорилось выше. О таком способе защиты заговорили многие, и, надо отметить, что, несмотря на свою древность, этот метод весьма и весьма хорош. Лодки, которые управлялись людьми, останавливали при помощи сетевых заграждений, а что говорить об управляемой торпеде, которой управлять не так просто?

Размеры только напрягают. Лодка – она огромная в сравнении с торпедой.

А если запустить не одну «Маричку», а несколько? И в согласованной атаке они сперва потопят одну из барж-держателей заграждений? А потом оставшиеся пойдут на Мост?

И тут возникает главный вопрос: чем останавливать?

Есть у нас особая морская бригада Росгвардии, на которую, собственно, возложена охрана Моста. На оснащении бригады имеются противодиверсионные катера «Грачонок». Быстрые и мобильные суденышки.
 

На катерах есть гидроакустическая станция М-757 «Анапа-М» для поиска пловцов-диверсантов, которые перемещаются под водой как при помощи ласт, так и с механическими средствами передвижения. И тут интересно, потому что «Анапа-М» погружается до 40 метров и пловца с подводным скутером может засечь на дистанции до 400 метров.

«Маричка» больше пловца, причем, намного, соответственно, засечь ее можно будет с большей дистанции, что немаловажно. «Анапа-М» может одновременно отслеживать до четырех объектов.

Хорошо, засекли. Дальше что? Дальше надо атаковать цель и желательно уничтожать. А вот это «Грачонку» делать просто нечем! МПТУ с древним пулеметов КПВТ калибром 14,5-мм – не то оружие. Противодиверсионный гранатомет ДП-65А, наводимый «Анапой», штука опасная для пловцов, поскольку бумкнувшая на глубине фугасная граната РГ-55М способна очень качественно «встряхнуть мозги» подводного пловца и вывести его из строя.
 

Такая небольшая глубинная бомбочка калибром 55-мм, способная на собственном двигателе пролететь до 500 метров и в воду гарантирующая поражение пловцу гидроакустическим ударом в радиусе 14-16 метров.

Все ничего, но никто не знает, насколько эффективно будет закидывать «Маричку» этими гранатами. И можно ли нанести дрону повреждения. Нет, конечно, если граната рванет впритирку, то да, дрону не поздоровится. Но вообще это все домыслы, не более того.

Ручной гранатомет ДП-64 «Непрядва» - это тот же самый ДП-65А, но в ручном варианте.
 

И на этом все. Больше у «Грачонка» вооружений, способных причинить урон «Маричке», к сожалению, нет.

Но какие тут претензии к Росгвардии, цели и задачи которой несколько отличаются от целей и задач Флота, занимающегося охраной определенного водного района? Если по серьезному, то охраной Моста должен заниматься Черноморский флот. У которого должны быть в районе Моста корабли, оснащенные более дальнобойными ГАС и более мощным оружием, чем 55-мм гранаты.

О проблемах флотского строительства мы говорили много и со вкусом. И можно с чувством глубокого удовлетворения констатировать факт того, что поклонники «демонстраций флага» на дальних берегах при помощи атомных авианосцев и не менее атомных эсминцев вроде бы угомонились.

И вместо огромных и бесполезных уродцев сегодня реализуется программа постройки малых ракетных кораблей типа «Каракурт» и «Буян-М», которые по эффективности как средство безъядерного (а может и ядерного) сдерживания вполне себе состоятельны.

Однако МРК не решают другой проблемы – проблемы противолодочной борьбы. И эта часть обороны у нас в ужасном упадке. Противолодочная авиация доживает последние дни (мы об этом писали), ошметки в виде двух эскадрилий – все, что осталось от полков советской Морской авиации. С кораблями не лучше.

Угрозы новые, а корабли? А корабли старые. Новые патрульные «модульные» корабли проекта 22160 не имеют ничего из противолодочного вооружения, помимо все тех же ДП-65. И вообще, корветы «Василий Быков» - это неудачная и ошибочная во многом серия кораблей, про которые лучше всего просто забыть и не учитывать в прогнозах.
 

Так что единственные противолодочные корабли, способные хоть что-то противопоставить подводным аппаратам, это все те же «Альбатросы» проекта 1124.
 

Когда-то лучшие в своем классе в мире, сегодня это откровенно устаревшие корабли, которые, тем не менее, имеют хоть что-то для поражения подводных лодок. То есть, все те же старые РБУ-6000 и торпеды СЭТ-53 и СЭТ-65 родом из середины прошлого века.

Но, повторюсь, это хотя бы что-то. У «корветов» 22160 нет и того.

Получается, что все, что может предложить Черноморский флот для охраны Моста – это пять или шесть малых противолодочных кораблей родом из 80-х годов прошлого века. С соответствующим вооружением. Умышленно не упоминаю фрегаты проекта 11356 и корветы проекта 20380, это не те корабли, которые можно использовать в том районе из-за мелких глубин. Они если и могут встретить «Маричку», то мористее, где нет опасности посадить корабль на мель. Но противолодочное вооружение у них тоже есть, особенно внушительно у проекта 20380 смотрится «Пакет-НК».

На Черном море как нигде нужен именно такой корабль ОВР, охраны водного района. Небольшой по водоизмещению и осадке (важно), оснащенный хорошей ГАС и новым противолодочным вооружением типа того же «Пакет-НК». Хотя на небольших глубинах и старина РБУ-6000 тоже вполне пойдет.

И проекты таких корветов были, КБ Зеленодольского завода выдвигало проект такого корвета ОВР под рабочим названием «Русич», который и был «заточен» именно под такую деятельность. Но нет, господа адмиралы в Главном штабе ВМФ грезили какими-то большими корытами, которые будут внушать страх и трепет где-то там, на другом конце мира непонятно кому. И «Русича» отменили.

Кто теперь ответит на вопрос «Чем будем встречать «Маричку»?» я не знаю. Спросить бы с тех адмиралов, но толку? Что смогут предложить старые «Альбатросы», сказать сложно. И не менее сложно предугадать, как выдержит удар подводного заряда опора Моста.

Так что в этом плане хотя бы сетевые заграждения – уже что-то. Но этого точно мало, охрану и оборону Моста необходимо ставить в соответствии с нормами ОВР, которые заключаются не только в обысках дамских сумок у проезжающих по Мосту.

В любом случае, время еще есть, хотя его и не так много. «Маричка» не завтра пойдет взрывать Мост, это дело больше политическое, а потому такой приказ Зеленский отдаст ближе к выборам. Своим, естественно.

Роман Скоморохов

 

==========================   

Поддержать сайт:

2204 1201 0780 6149

Спасибо всем за поддержку 

==========================