Новости

В чем русская национальная идея и образ будущего? Часть 1. Национальная идея – цель, к которой надо

Рассматривая сегодняшнее состояние России и российского общества многие задаются вопросом, кто мы такие – русские, в чем смысл нашего существования, к чему стремимся, какой образ нашего будущего, куда идем и какое государство строим. Почему потеряли свой стержень и без боя сдали Советский Союз, позволив построить в стране либерально-олигархический строй, почему Запад стремится любой ценой покорить нас и почему так ожесточенно деремся с ним на украинском плацдарме.

Отвечая на эти вопросы надо понимать в чем специфика русской системы ценностей и почему она несовместима с западноевропейской, что объединило славянские этносы в политическую нацию, создавшую русскую цивилизацию, какие традиционные духовно-нравственные ценности свойственны именно нашему народу, какова ценностная база русского общества и почему мы обречены на жесткое противостояние с западной цивилизацией.

Образ жизни любого народа определяется его национальной идентификацией и национальным самосознанием, формирующих мировосприятие данной национальной общности и характеризующих мир как совокупность социальных смыслов, образов и социальных идей. На основе мировосприятия формируется национальная идея как функция целеполагания, определяющая образ будущего общества, в котором этот народ хотел бы жить, и как цель, к которой надо стремиться.

Для объединения этносов в единый народ должна сформироваться характеризующая мир система ценностей и духовные принципы, определяющие приемлемые условиями и образ жизни народа, а также способы воплощения их в жизнь.

Общество и государство не могут существовать без цели, которую они стремятся реализовать. Граждане, естественно, хотят понимать, к чему призывает, куда ведет их правящий класс и какое государство он собирается построить. К тому же граждане должны чувствовать себя участниками этого процесса, быть проникнуты духом созидания, оптимизма, поиска и решимости преодолеть любые трудности во имя достижения поставленной цели. Национальная идея должна выступать в качестве консолидирующей силы и стратегии национального развития социума.

Образ будущего должен формироваться под воздействием свойственных данной национальной общности традиционных ценностей и сохранения сложившегося уклада жизни. Обществу надо представить образ будущего не в формате мифической идеи, а в виде набора конкретных ценностей, смыслов, идей и возможностей для гражданина достичь того положения в обществе, которого он заслуживает и в котором будет получать удовольствие от жизни.

Представляя образ будущего, необходимо четко артикулировать его основополагающие принципы и пути их достижения. Все это формируется под воздействием свойственных конкретной национальной общности традиционных ценностей и при сохранении складывающегося веками на базе этих ценностей уклада жизни. У каждого народа свои традиционные ценности, сложившиеся в процессе исторического развития.

Любая идея - это определенное целеполагание и вектор движения к конкретной цели. Национальная идея в качестве такой цели для общества ставит образ будущего, определяющего смысл социального поведения людей. По своей сути жизнь человека и общества бессмысленна без движения к конкретной цели. В этой связи национальная идея должна быть естественным порождением самой жизни, отражать ее смысл и главные черты, сплачивающие общество.

В качестве примера можно привести сталинский рывок в 30-е годы прошлого века, когда, несмотря на голод, повальную нищету, раскулачивание, репрессии, общество с энтузиазмом строило новый строй, обеспечивший небывалый подъем образования, культуры, науки, промышленности, где каждому была предоставлена возможность проявить себя. Общество в своем большинстве верило в образ будущего, пусть и мифический, и стремилось достигнуть этой цели. Сталинская элита при массовой поддержке общества смогла поднять страну и довести ее от сохи до атомной бомбы и космоса, благодаря чему Россия и сегодня находится в клубе великих держав.

Национальную идею невозможно придумать, она должна быть естественным порождением самой жизни и ее смысла. Национальная идея определяет мировоззренческий уровень общества, объединяющего территорию, народ и государство и разрешающего политические, экономические, социальные, идеологические и религиозные интересы социальных групп, а также способствующего формированию национального самосознания и самоидентичности.

Все это строится не на пустом месте, а на базе цивилизационной культуры, взращенной в этносе предшествующими поколениями и охватывающей все сферы жизни человека. Любая культура закладывает в своих носителей разные ценности и в основе этнического характера лежит строго определенный их набор.

Национальная идея должна исходить и опираться на национальную идентификацию народа, идейной основой которой является национальная идеология, формирующая цели национального движения, указывающая пути и средства их достижения и характеризуемая совокупностью системных политических, социальных и религиозных взглядов, выражающих интересы определенных социальных групп и классов. Это своего рода квазирелигия – система идей, вырабатывающая параметры взаимодействия и направленная на объединение членов общества ради достижения конкретной цели.

Национальная идеология определяет в том числе и национальные интересы в сфере государственной власти, которые должны быть направлены на усиление мощи государства и обеспечение достойного уровня жизни его граждан и на практике реализовываться властью.

Определенная социальная группа или класс, взявшая власть под знаменами национальной идеологии, переводит ее в статус государственной идеологии и всей мощью государственной машины навязывает обществу. Внедрение и навязывание определенной идеологии является одним из эффективных способов реализации своих интересов отдельными классами.

Без четкой государственной идеологии не может быть системности государственного управления, поскольку размыто целеполагание такого государства и общества, с чем сталкивается сейчас Россия. Национальная идеология, ставшая государственной, всегда выражает интересы властных социальных групп и классов, навязывающих ее обществу всей мощью государственной машины.

Между прочим, формальное отсутствие идеологии далеко не означает, что ее нет. Она всегда существует и навязывается обществу правящей верхушкой. С этим и столкнулась сейчас Россия. Захватившая власть после развала Союза компрадорская элита, записав в Конституции, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной», навязывает российскому обществу чуждую ему либеральную идеологию с ее индивидуалистскими ценностями.

На формирование образа будущего влияют не только внутренние факторы в виде традиционных ценностей, а и внешние со стремлением других народов не допустить распространение влияния данной национальной общности на свою территорию или наоборот навязать свою, что ведет к неизбежным конфликтам.

Основными линиями, разделяющими человечество, является прежде всего конфликт культур, приводящий в глобальной политике к конфликту наций и цивилизаций. Культурные коды народов сформировались еще в средние века и говорят об идентичности народа, а нация уже связана с гражданством и появлением государства.

Политическая трактовка нации -  общность людей, связанных с государственностью и гражданской идентичностью, включающей всех людей на определенной территории и предполагающей форму «один народ ― одна территория ― одно государство».

Еще более широкое понятие культурной идентичности людей  - цивилизация, характеризуемая такими объективными элементами, как история, религия, язык, социальные институты, национальная самоидентификация и национальное самосознание людей.

Русский ученый Данилевский, являющийся основателем цивилизационного подхода к истории, в XIX веке обосновал теорию цивилизаций как единство культурно-исторических типов, находящихся в непрерывной борьбе друг с другом. В своих работах он доказал, что европейская цивилизация является чуждой и даже враждебной русской и ее интересы прямо противоположны интересам русского общества.

В конце XX века американский ученый Хантингтон развил теорию столкновения цивилизаций, в которой также обосновал, что на европейском континенте мироустройство определяет развитие и конфликт западной и русской цивилизаций и их конфликт непримирим.

В этой связи на европейском континенте сложились две этнокультурные плиты – западная и русская, которые перемещаются и сталкиваются между собой. На стыке плит в междуречье между Вислой и Днепром/Западной Двиной смешанная территория, где часто возникают этнокультурные конфликты. Украина в этой зоне и Запад сейчас пытается отторгнуть ее у русской цивилизации и там сейчас ожесточенный конфликт двух цивилизаций.

Для понимания, почему русский культурный код несовместим с западным, стоит подробно рассмотреть традиционные ценности населяющих их народов и в чем принципиальное их различие, ведущее к непримиримому историческому конфликту.

Окончание следует

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.