Новости

В чем русская национальная идея и образ будущего? Часть 2. Русские традиционные ценности

Исторически у каждого народа сложились свои ценности, зачастую принципиально отличающиеся от ценностей других народов. Так и у русского народа сложился свой культурный код и ценностная база с традиционными духовно-нравственными ценностями.

Все это строилось на базе цивилизационной культуры, взращенной в народе всей его предшествующей историей и заложившей в своих носителей строго определенный их набор.

Уклад и образ жизни русского этноса изначально носил общинный характер с принципами солидарности (соборности) и коллективистскими основами социальной организации с традиционными нравственными ценностями и приоритетом защиты общественных, а не личных интересов, при которых общество, в свою очередь, должно было защищать интересы индивида.

Так у русского общества сложилась своя система ценностей - главенство общих интересов (соборности) над индивидуальными, справедливости над законом, власти над собственностью, служения над владением, отзывчивости над стяжательством. В этом и заключается суть русскости.

В русских традиционных ценностях человек оценивался по личному вкладу в общее дело. То есть в русское общество был заложен коллективистский культурный код, определяющий каждого индивида с точки зрения полезности для общества.

В связи с коллективистской формой идентичности русская система ценностей предполагает путь развития на созидании духовных и материальных благ в интересах общества и личности, главенства общих интересов (соборности) над индивидуальными, на противодействии проповеди свободы как абсолюта и ограничении прав индивида его обязанностями перед обществом.

В основе русской самобытности лежит опора на сильные стороны человека - стремление к совершенству, самопознанию, независимости, готовности к испытаниям и самопожертвованию, в противовес западным ценностям, где опора на слабости человека - стремление к богатству, потреблению и наслаждению.

В общинных ценностях отсутствовала сакрализации частной собственности, ведущей к социальному неравенству. В этой связи защита чести человека в русском обществе всегда считалась более важной, чем защита собственности, поскольку для него собственность ― результат труда, а не наживы.

В основе русских духовно-нравственных ценностей лежит идея социальной справедливости, исключающей наживу за счет ближнего. В русском самосознании богатство – грех, разрушающий душу, порождающий несправедливость и унижающий другого человека. Общинная этика и мораль заложили принципы формирования общества взаимопомощи, в котором сообща решаются стоящие перед ним проблемы. Отсюда и тяга русского человека к справедливости и социальному государству,

В основу нравственности и культуры русского общества не случайно было положено православие, как совокупность отвечающих коллективистским устремлениям русского народа приходов-общин, способствовавших консолидации общества, в котором общественные интересы всегда превалируют над интересами личности. Православие стало основой нравственности и культуры русского общества, впитавшего в себя традиционные русские ценности.

Немаловажное значение имело и староверческое движение в православии, которое в силу гонений и существования во враждебных условиях, выстраивало свою жизнь на основе не частной, а общественной собственности. Их религиозная идеология, основанная на коллективистской психологии, освящала экономику, нацеленную не на получение прибыли в интересах отдельных лиц, а для утверждения солидарных начал, обеспечивающих жизнедеятельность своей общины.

Русский культурный код характеризуется такими чертами как максимализм, сверхценность государства, героический тип культуры при которой герой лучше труженика, свобода как отсутствие правил и при этом отсутствие стремления все доводить до конца, незавершенность мышления и необязательность.

Помимо этого, русскому обществу был свойственен патернализм - сакрализация вождя, отца нации, сочетающий единоначалие и народное доверие. Единоличный вождь всегда был символ сильного русского государства. Исторически это проявлялось в царизме династии Романовых, вождизме Ленина, культе личности Сталина, волюнтаризме Хрущева и «тоталитаризме» Путина, для русскости это естественно.

Русский этнос в процессе своего развития на основе своих традиционных ценностей объединил все населяющие ее территорию народы, независимо от их этнической принадлежности, в единую политическую нацию и русскую цивилизацию (Русский мир) - геополитическое и культурно-историческое сообщество считающих себя русскими по духу людей (не обязательно русских по национальности). То есть в основу Россия заложены имперские основополагающие принципы. требующие поддержки разных культурных кодов.

Русский мир включает в себя всех причастных к общей исторической памяти, русской культуре и общим взглядам на общественное жизнеустройство людей, способных предложить миру другой образ мироустройства, где общественные интересы превалируют над индивидуальными и все выживают не за счет друг друга, а в тесном взаимодействии ради общих целей.

Западные традиционные ценности

Образ и уклад жизни этносов Запада принципиально отличался от русского и в его основе лежали совершенно другие обычаи и традиции, которые выработали иные цивилизационные ценности и иной культурный код, базирующиеся на индивидуализме и приоритете личных интересов. Они и были положены впоследствии в основу идеологии либерализма, отрицающей любой вид коллективизма и являющейся основой духовно нравственных ценностей народов западной цивилизации.

Либерализму свойственна абсолютизация свободы индивида как высшего блага и самовыражения, его независимости в выборе для себя набора ценностей и использования в личных интересах. Задача либерализма ― освободить индивидуума от всех форм коллективной идентичности и атомизировать общество.

Для либерализма потребительство и богатство ― главная ценность, к которой надо стремиться. Она предусматривает монетизацию всего и вся и получение прибыли за счет ближнего, когда сильный может съесть слабого.

В основе нравственности лежит примат права индивида над правами общества с корыстью и потребительством, что неизбежно ведет к социальному неравенству. Абсолютизации свободы индивида без всяких обязательств перед обществом и потребительство освобождают его от всех форм коллективной идентичности. Индивид освобождается от общества и государства, а государство освобождается от индивида. В связи с этим социальное государство в принципе несовместимо с идеями либерализма.

Не случайно в основу нравственности и культуры западного общества была положена религия католицизма и его течений, исповедующих приоритет личности над обществом. Борьба православия и западного христианства ― это всегда борьба двух культур и разных мировоззренческих ценностей, борьба коллективизма, при котором выживают все вместе, с индивидуализмом, где каждый выживает как может.

Окончание следует

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.