Новости

В чем русская национальная идея и образ будущего? Часть 3. Антагонизм русских и западных традиции

Рассмотренные ранее традиционные ценности народов русской и западной цивилизаций подтверждают, что они относятся к совершенно разным культурам. Исторически в процессе этногенеза на европейском континенте сложились две христианские цивилизации с разными основополагающими принципами жизнеустройства, разными социальными моделями организации общества, разными цивилизационными ценностями и разными культурными кодами населяющих их народов.

В России ― с коллективистской формой идентичности, а на Западе ― с индивидуалистской. Западной свойственен культ личного богатства, а русской ― культ достатка. И не просто так родившаяся на Западе коллективистская идеология коммунизма нашла благодатную почву в русской цивилизации.

Базовые традиционные ценности двух цивилизаций представляют из себя следующее.

Русские традиционные ценности:

- коллективистский культурный код

- главенство общественного (соборности) над индивидуальным

- тяга к социальной справедливости и социальному государству, сверхценность государства

- ограничения свободы ради общественных интересов

- отсутствие сакрализации частной собственности

- приоритет служения над владением, власти над собственностью

- главенство справедливости над законом

- культ взаимопомощи

- патернализм и героический тип культуры

Западные традиционные ценности:

- индивидуалистский культурный код

- культ личного успеха и превосходства

- приоритет прав индивида над правами общества, отсутствие обязательств

перед обществом

- абсолютизация свободы как высшего блага

- сакрализация частной собственности

- приверженность установленным правилам и законам

- главная ценность – богатство, потребительство и получение прибыли

- освобождение от все форм коллективной идентичности

Невооруженным глазом видно, что традиционные ценности народов двух цивилизаций диаметрально противоположны и эти народы принципиально не могут интегрироваться. В их культурные коды заложены никак не совместимые коллективизм и индивидуализм, обуславливающие мировоззренческий антагонизм народов, которые обречены противостоять друг другу.

В связи с разными концепциями организации общественной жизни и разным целеполаганием народов двух цивилизаций между ними всегда было соперничество за влияние в мире и жесткое нарастающее противостояние, нередко выливавшееся в кровопролитные войны.

Россия является носителем и бастионом альтернативных Западу цивилизационных ценностей, отсюда и стремление Запада любыми путями покорить и подчинить себе русскую цивилизацию, предложившую миру другой образ мироустройства.

Русские традиционные ценности предполагают другой путь развития на основе коллективных форм социальной организации и другого образа жизни, не на индивидуальном потребительстве, а на созидании духовных и материальных благ в интересах общества и личности. В этом и заключается инаковость России как бастиона отличных от Запада цивилизационных ценностей.

Национальные общности, проживающие в русской и западной цивилизациях, принципиально отличаются национальной идентификацией и национальным самосознанием. Национальная идентификация предполагает осознание этносами своей приобщенности к конкретной национальной группе, а национальное самосознание характеризуется совокупностью идеалов, культурных норм, мировосприятием и социальными идеями национальной общности.

Поскольку национальное самосознание народов этих цивилизаций принципиально отличается, они никак не могут интегрироваться. В связи с этим либерализм неприемлем для русского человека. Еще Данилевский писал, что в русской жизни гармония проходит через испытание, преодоление, самопознание, а в западной ― через удовольствие, богатство, наслаждения.

Русская система ценностей в связи с коллективистской формой социальной организации общества предполагает путь развития не на основе западного индивидуального потребительства, а на базе созидания благ в интересах общества и личности как его части, главенства общих интересов над индивидуальными, противодействия проповеди свободы как абсолюта. Борьба русских и либеральных мировоззренческих ценностей – это борьба коллективизма с индивидуализмом.

Западная цивилизация построена на стремлении покорять «неверных» и обращать их в свою веру, а русская (со своим имперским шаблоном) ― не покорять, а в основном инкорпорировать в свою среду другие народы с сохранением их традиций, культуры, религии и уклада жизни.

В русской традиционной культуре ― культ сочувствия, сопереживания и взаимопомощи, а в западной ― культ превосходства, личного успеха и подавления ближнего. В этой связи идеи либерализма неприемлемы для русского человека, поскольку они ведут к социальному неравенству и несовместимы с социальным государством, отсюда неприятие либерализма и тяга к справедливости и социальному государству. Для русского человека высшая ценность – справедливость и вытекающее отсюда чувство собственного достоинства, не допускающее своего унижения и не унижающее другого.

Попытки российской элиты в разные исторические периоды ― от Петра I до современности ― интегрировать Россию в западную цивилизацию не получали и не могли получить поддержки в обществе и заканчивались провалом, поскольку мы слишком разные.

В современной России попытки либералов вновь интегрировать Россию в Европу безуспешны. При этом следует отметить, что экзальтированная часть общества под воздействием либеральной пропаганды все-таки теряет свое русское самосознание, но перекодировать русский культурный код у всего народа невозможно, он всеми фибрами души сопротивляется идеологическому насилию. Примат частной собственности и индивидуализма не стал сакральным для большинства и навязываемый элитой либеральный дискурс не поддерживается обществом и категорически отвергается.

Это еще раз подчеркивает, что концепция развития русской цивилизации ни в коей мере не лежит в плоскости интеграции с западной цивилизацией, мы с ними непримиримые конкуренты и можем развиваться, только соперничая друг с другом. Россия ― одна из мировых цивилизаций, выстоявшая в жестоких столкновениях с другими цивилизациями, и ее будущее в самостоятельном развитии на основе русских цивилизационных ценностей.

Продолжение следует

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.