Новости

В чем русская национальная идея и образ будущего? Часть 4

Рассуждая о национальной идее и образе будущего любого народа, надо понимать, что общество состоит из разных социальных групп и классов, у которых разные, а порой и несовместимые интересы. В связи с этим национальной идеи, удовлетворяющей абсолютно всех, в принципе не может быть.

Для овладения массами идея должна опираться на подавляющее большинство общества и те социальные группы, которые будут видеть в ней реализацию своих интересов. Никакая идея не может возникнуть и развиваться, если не будет выражать чьи-то интересы. Без серьезной опоры на консолидированную социальную базу и поддержку влиятельных сил любая национальная идея обречена на неудачу.

Национальная идея может быть реализована только через общественный договор между социальными группами и классами, принявшими ее в качестве цели своего развития.

При этом надо иметь в виду, что опора ни в коем случае не должна производиться на низшие и самые обездоленные слои общества, как понимали это коммунисты, опиравшиеся на пролетариат и бедное крестьянство. Опора должна быть на наиболее достойных «разночинных» представителей социума, осознающих себя частью русской национальной общности и объединенных идеей отстаивания русского самосознания и идентичности.

Помимо этого, граждане не должны безмолвствовать, а проникнуться стремлением ее реализовать и стать непосредственными участниками процесса, как добилась этого сталинская элита в 30-е годы.

Базой для русской национальной идеи могут быть только русские традиционные ценности с коллективистским основами социальной организации общества и приоритетом защиты не индивидуальных, а общественных интересов, соборности общества, социальной справедливости, без сакрализации частной собственности и ограничении прав индивида его обязанностями перед обществом.

Для русского человека «духовные скрепы» и традиционные ценности всегда составляли основу его мировоззрения. Идеологический, нравственный и социальный смысл русской формулы будущего заключается в идее социальной справедливости, предполагающей, что «справедливость – это когда каждый в обществе занимает положенное ему место». Не то, что человек хочет или купил, а то, что заслуживает.

Социальная справедливость – это не равенство всех и во всем, а предоставление равных прав и возможностей всем социальным слоям проявить себя и добиться заслуженного статуса в обществе. В этом может заключаться идеологический, нравственный и социальный смысл русской формулы будущего.

Русский народ всегда связывал свои надежды на лучшую жизнь прежде всего с «соборным» государственным целеполаганием, ориентированным на общенациональные задачи и цели, которые предполагают солидарность общества. В отличие от народов западной цивилизации, исповедующих индивидуализм, личный успех и свободу, русские одержимы объединительной идеей, базирующейся на переплетении личного и державного интереса, в основе которого лежит соборная сакральность.

Вопреки русской парадигме правящий класс пытается уже более тридцати лет навязать народу противоречащий его традиционным ценностям либерализм с индивидуализмом в качестве национальной идеи и процветающим обществом для избранных. Это попытка построить общественный строй и сформировать на этой базе новую русскую идентичность, размывающую смысловой стержень русского общества и образ будущего.

Попытка построить общество на Руси с либеральной ценностной базой и индивидуализмом для сознания русского человека асоциальна и противоестественна, поскольку при ней социальная справедливость просто аморальна. Без коллективистского начала никакая национальная идея в России не может существовать.

Общество пока не получает от власти ответов на главные вопросы - какая цель развития этого государства, к чему оно стремится и кого защищает. Поэтому навязываемый правящим классом либеральный дискурс отвергается и безвозвратно уходит, остается только навязывать власти традиционалистский и социальный дискурсы, свойственные для российского общества.

Для такого дискурса нужна духовно-идейная база, на которой может быть сформулирована русская национальная идея и соответствующая ей национальная идеология, показывающая цель национального движения и пути ее достижения.

Русская национальная идея, как и у других народов, базируется на мечте своего народа. Если у американцев индивидуалистская мечта – «сделай себя сам», то у русских – «жить в сильном и справедливом государстве». У русского человека ценностная база – справедливость, поэтому он исторически особо чувствителен к вопросам социальной несправедливости и не приемлет примата частной собственности, ведущей к неравенству людей. Его национальной идеей является построение общества социальной справедливости, суверенного и экономически процветающего государства, целью которого является защита своих граждан и обеспечение достойного уровня и качества их жизни.

Национальная идея построения государства «русской мечты» определяется, прежде всего, «соборным» государственным целеполаганием, базирующимся на переплетении личного и державного интересов, смысловым и идейным стержнем которых является соборная сакральность, приверженность идеям сильного государства, как «общего дела», исключающего дискриминацию по социальному статусу, где успешный и счастливый гражданин является его основой.

Способом реализации национальной идеи является внедрение модели политического, экономического и социально устройства государства, отвечающего образу будущего, к которому стремится общество. В модели должна быть предусмотрена удовлетворяющая общество структура политической и социальной систем, а также конкретные механизмы и способы их реализации.

Модель должна отвечать интересам разных слоев общества и объединять их во имя поиска компромисса, при котором отдельные слои должны поступаться частью своих интересов для достижения согласия в обществе.

Далеко не все власть имущие могут согласятся с такой моделью, государству придется применять силу принуждения к несогласному меньшинству или создавать условия для эмиграции в так любимый ими либеральный рай.

В этой связи только духовно-нравственные принципы могут объединить общество. И главной задачей является воспитание ответственного за свою страну гражданина и нового поколения правящего класса и чиновничества, для которых смысл жизни не в стяжательстве, а служении Отечеству.
Будущее мироустройство будет определять не столько борьба экономик, сколько борьба идей построения общества и духовные потребности неизбежно будут превалировать над потребительством. Править должен не желудок, а мозг, но, естественно, желудок при этом должен быть наполнен. Идеальное может стать фактором и стимулом развития материального.

В основу общества будущего может быть положен синтез православных духовно-нравственных ценностей, положительного и отрицательного опыта строительства социализма и доказавших свою эффективность таких элементов капитализма, как конкуренция и формы частной собственности, не противоречащие идее справедливого общества. Необходимо искать способы и механизмы реализации образа будущего с учетом накопленного положительного и отрицательного опыта развития русского и других народов.

Русская национальная идея предполагает созидание форм общественной жизни, объединяющих, а не разделяющих народы. В противовес либеральной идеологии потребительства, проповедующей принцип «человек человеку волк», русская национальная идея предлагает антилиберальную концепцию мироустройства на коллективистской ценностной базе социальной организации общества, в котором главной целью является не господство индивидуализма, а создание достойных условий жизни разным народам в соответствии с их образом и укладом жизни.

Вместо реализации русской мечты о справедливом государстве правящая русская элита пытается заставить русского человека смотреть на мир через призму либеральных ценностей и навязать ему в качестве национальной идеи построение неприемлемого для него либерального общества для избранных, которое он в упор не хочет видеть. Этот навязываемый суррогат общественных отношений, укоренившийся в образе жизни российской элиты, просто оскорбляет общество и ведет к неизбежному краху этой чуждой русскому духу модели жизнеустройства.

Русский народ, как никто другой, пассионарен, он народ-победитель и созидатель и не может прислуживать. Суверенность ― одна из основных черт русского характера. Он готов идти на жертвы во имя идеи, ради чего стоит жить и искать смысл существования, а для этого нужны сильные смыслы, способные поднимать его и вести вперед. Ему как воздух нужны победы. И не случайно по соцопросам до 90 процентов населения России дороги идеи Дня Победы, Бессмертного полка и возвращения Крыма «в родную гавань».

Во имя таких дней русские на многое способны, русская мечта базируется на таких захватывающих дух грандиозных проектах, как Град Китеж, построение общества будущего, покорение Сибири или прорыв в космос. Для русского человека главное ― причастность к общему правому делу, для него миг торжества Победы ― венец мечтаний. Именно такая национальная идея, отстаивающая интересы русской национальной идентичности и цементирующая социальную базу, может сплотить общество во имя достижения этой цели.

Национальная идея построения государства «русской мечты» должна стать смысловым и идейным стержнем общества. В российской империи такой стержень представляла русская триада графа Уварова ― «Православие. Самодержавие. Народность», отражающая духовное единство государства, власти и общества. На современном этапе триаде можно придать иное звучание ― «Суверенность. Социальность. Справедливость», что предполагает независимость российской государственности, социальное государство и справедливость для всех граждан, а лозунг «За Веру, Царя и Отечество!» трансформировать в лозунг «За Родину, Честь и Справедливость!»

Сегодня известны три национальные идеи социальной организации общества: либерализм (капитализм), нацизм (фашизм) и социализм (коммунизм). Первые две в принципе неприемлемы для русского общества из-за индивидуализма или господства одной нации над другими, социализм советского образца также далеко не во всем устраивает российские социальные группы.

Идея и вера в нее определяет все и советский проект закончился не тогда, когда у СССР в 91-м закончились деньги, а в середине 70-х, когда народ потерял веру в пропагандистские коммунистические лозунги и реальность построения такого общества.

Общество должно не бороться с богатыми, а искать способы ликвидации бедности. В обществе могут быть и богатые, но при этом созданы условия, когда заработанное, а не ворованное богатство неизбежно трансформируется в национальный капитал и вкладывается в развитие отечественной экономики и работает на общество.

Русская национальная идея по своей сути – это реинкарнация на новом социальном уровне идей «красного проекта», пытавшегося не совсем удачно реализовывать идею общества социальной справедливости.

Российский проект мироустройства с привлекательным образом будущего имеет и глобальный характер. Он может стать генератором смыслов, идей, образов и социальной организации общества для других народов, поскольку предполагает альтернативную концепцию будущего в противовес либерализму с его стремлением поглотить и поработить слабого и беззащитного. При этом Россия прежде всего должна будет реализовать эту модель у себя и доказать ее неоспоримые преимущества.

Резюмируя рассуждения о русской национальной идее и образе будущего, можно сказать, что русская мечта базируется на русских традиционных ценностях и представляет из себя следующее.

Национальная идея – построение суверенной русской цивилизации на базе коллективистского культурного кода с не совместимыми с западной цивилизацией традиционными ценностями, способной обеспечить социальную справедливость и достойный уровень и качество жизни своему народу.

Образ будущего – жить в сильном, суверенном и справедливом государстве (цивилизации), где успешный и счастливый гражданин может проявить себя и добиться заслуженного статуса, соответствующего его знаниям и способностям.

Окончание следует

 

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.