Новости

В чем русская национальная идея и образ будущего? Часть 5. Трансформация российского общества

В предыдущих частях подробно рассмотрена суть русской национальной идеи и образа будущего, основанных на русских традиционных ценностях и русской мечте. Встает естественный вопрос, а почему мы не строим общество по этим лекалам? Почему российское общество сейчас далеко от этого идеала и руками элиты движется в противоположном направлении?

Для ответа на этот вопрос немного истории. В 90-е вместо ликвидированного социалистического строя сформировался грабительский капитализм с праволиберальной идеологией. Власть захватила перекрасившаяся советская номенклатура, быстро переросшая в компрадорскую крупную буржуазию и способствовавшая становлению мелкой буржуазии.

Основной задачей она ставила уничтожение экономических, политических и социальных основ социализма, внедрение частной собственности на всех уровнях и навязывание обществу либеральных ценностей с приоритетом индивидуализма и гипертрофированным стимулом потребительства.

Либеральная идеология нашла серьезную поддержку в обществе, так как оно потеряло веру в коммунистические идеалы и многие прельстились вброшенной идеей быстрого обогащения, а номенклатура стремительно конвертировала свою власть в капитал.

Власть, установив контроль над информационной и психологической сферой и социальным поведением людей, стала навязывать обществу извращенные ценности, образы и потребности. Все это привело к утрате советских идеалов и заложило основы формирования сословного либерального общества.

Идеология господствующего класса стала государственной идеологией, а подавляющая часть населения бездумно кинулась «обогащаться», разрушая основу своего благосостояния. «Шоковая терапия» многих отрезвила, подавляющая часть просто обнищала, а приближенные к власти – несказанно обогатились.

К концу 90-х общество прозрело и увидело порочность навязанного либерального социального строя, в своем большинстве отвергло чуждую идеологию и готово было поменять ненавистный строй. Увидев это, правящий класс попытался изменить парадигму, продвинув на политический олимп новую команду во главе с Путиным, которая начала внедрять и реализовывать идеологию либерального консерватизма на основе усиления роли государства, формирования не компрадорской, а национальной буржуазии и возрождения госкорпораций с возможным участием частного и иностранного капитала.

При этом либеральные ценности не подвергались сомнению и компрадоров из власти не убрали, их просто потеснили, оставив за ними под давлением Запада финансово-экономический блок. Такая политика привела к компромиссу двух либеральных элитных группировок – прозападных праволиберальных компрадоров и либерально-консервативных «государственников». Помимо внутриэлитных противоречий, обострились противоречия между элитами и обществом, политическая система при этом оставалась тормозом в развитии государства.

Все парламентские партии пользовались ничтожным авторитетом в обществе, ни одна из них не могла предложить объединяющую общество национальную идею. Никаких новых идей по развитию государства и общества правящий класс не выдвигал, страна продолжала плыть под парусами презираемого населением либерализма.

По версии компании «Минченко консалтинг» страной сегодня правят не партии и парламент, а глубинная власть в лице «Политбюро-2.0». Возможно, это и не так уж плохо, но насколько социум влияет на принятие решений и в чьих интересах они принимаются, можно только предполагать.

Без переоценки основополагающих ценностей и без удаления из власти людей, олицетворяющих праволиберальный социальный строй, переформатировать российскую политическую систему невозможно.

Для успешной трансформации российского общества необходимо в первую очередь представлять, что же оно из себя сегодня представляет и в чем заключается интерес входящих в него классов и сословий.

Социальная структура общества имеет сложносоставной характер, классического противостояния классов (по Марксу – буржуазии и пролетариата) сегодня в России и близко не наблюдается, нет и самого пролетариата – социальной базы левого протестного движения.

Власть и собственность в руках правящего класса, поставленного крупной буржуазией в союзе интеллектуальной аристократией, верхушкой среднего класса, высшего чиновничества и высшего командного состава силовых структур.

Наиболее массовым в России является слой наемных работников, так называемый «новый пролетариат», включающий рабочих, студенческую молодежь, левеющую часть интеллигенции, нижнюю и срединную части среднего класса, служащих, сотрудников силовых структур и примыкающую к ним мелкую и среднюю буржуазию. При этом значительная часть общества стала мелкими собственниками и пропитана мелкобуржуазным мировоззрением.

Между правящим классом и «новым пролетариатом» сложились непримиримые противоречия, которые в рамках сформировавшейся политической системы разрешить невозможно, поскольку их интересы диаметрально расходятся. Вопиющее расслоение населения, барские замашки правящего класса, бюрократизм чиновничества и ограниченность социальных лифтов вызывают давно накапливающееся раздражение в обществе.

В рамках такого сложносоставного российского общества переход от сложившейся либерально-консервативной модели к «левому повороту» являются утопией, для этого нет ни социальной базы, ни движущих сил. Классовый инстинкт стоящих у власти либералов и крупной буржуазии никогда этого не допустит.

Переформатирование системы возможно только при наличии критически настроенной массы населения и политического авангарда с соответствующей мотивацией, интересами и ценностями. То есть для этого необходимы: овладевшая массами национальная идея, социальная база и движущие силы преобразований.

От либерально-консервативной модели России предстоит пройти путь через национально-освободительную борьбу от экономического и идеологического диктата Запада к переходной правоконсервативной конкурентоспособной социальной модели общества, ради достижения которой готовы будут объединиться часть элиты, наемные работники и часть национально-ориентированной буржуазии.

При всех существующих противоречиях объединить социальную базу может рассмотренная выше национальная идея – построение суверенной русской цивилизации на базе коллективистского культурного кода с не совместимыми с западной цивилизацией традиционными ценностями, способной обеспечить социальную справедливость и достойный уровень и качество жизни своему народу, а также образ будущего – жить в сильном, суверенном и справедливом государстве (цивилизации), где успешный и счастливый гражданин может проявить себя и добиться заслуженного статуса, соответствующего его знаниям и способностям.

Социальной базой в сегодняшнем российском обществе может стать только наиболее массовый и разнородный слой наемных работников и их союзники в лице мелкой и средней буржуазии. Их интересы и взгляды довольно серьезно расходятся, но социально-политическая платформа на базе русской национальной идеи может их объединить.

Движущей силы, способной объединить массы и повести их за собой, сегодня нет. Такой силой, как ни странно, может стать часть патриотической элиты, решившей возглавить национально-освободительное движение от либеральной диктатуры Запада в сторону лево-консервативной модели общества. Эта сила способна уловить и выразить назревшие настроения в обществе, перехватывать повестку у властных структур и формировать свою.

Переформатирование общества возможно как снизу, так и сверху. Преобразования снизу, при отсутствии способной объединить массы движущей силы и стремлении правящего класса не допустить этого, обладают довольно туманными перспективами и результатами.

Путь преобразований сверху руками части патриотической элиты более жизнеспособен, поскольку в ее руках такой мощный инструмент преобразований, как государство, и его использование во многом будет решающим. В этой связи давление на патриотическую элиту с целью взятия на вооружение русской национальной идеи и реализации образа будущего должно только усиливаться и подталкивать ее на более решительные действия.

Для русского человека решение социально-экономических проблем мало, у него есть еще одна непререкаемая традиционная ценность – суверенность, характеризуемая стремлением к самостоятельности, самодостаточности и самобытности, обеспечивающих народу жизнь по своим, а не навязанным извне законам.

Русский человек по своей природе пассионарен и конкурентноспособен, и пребывать в подмастерьях у либерального Запада, который смотрит на Россию, как на свою периферию, он вряд ли себе позволит, это не в его правилах. Идея защиты суверенности Отечества от посягательств иноземцев всегда объединяла русских, а сейчас, когда Запад за нашу непокорность объявил нам войну на уничтожение, это тем более стимулирует процесс единения общества с целью реализации русской национальной идеи.

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.