Новости

«Яд Ва-Шем». Щемящая боль

Размышления, навеянные мемориалом памяти жертв Холокоста

 

70 лет назад, 19 августа 1953 года, парламент Израиля принял закон «Яд Ва-Шем», учреждающий мемориал по увековечению памяти мучеников и героев Холокоста – людей, «которые отдали свои жизни или восстали и сражались с нацистским врагом и его пособниками». Спустя два года на холме в Западном Иерусалиме был заложен краеугольный камень здания музея. Ещё через пять лет он был открыт для посещения.

Его официальное название – Национальный мемориал Катастрофы и Героизма. Яд Ва-Шем – в переводе с иврита означает «память и имя» – хранит память о погибших и тех, кто сумел выжить во время геноцида. Музей представляет собой вытянутое сооружение треугольной формы – так автор, архитектор Моше Сафди хотел показать, что Холокост, подобный огромной скале, нестерпимой болью врезался в историю еврейского народа. Однако представители этой национальности, пережив трагедию, продолжают жить и созидать. Но призывают помнить о минувшем.

 «И дам Я им в доме Моем и в стенах Моих память и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится», – эти слова пророка Исаии отображены на арке мемориала. Воистину так – эти люди остались в памяти потомков.

Рвут душу печальные аккорды. На каменных плитах выбиты названия 22-х нацистских концлагерей, где палачи творили свои черные дела... Высоко под куполом – фотографии погибших и их биографии. Они смотрят на современников из прошлого спокойно, порой с улыбкой, не ведая своей страшной судьбы. Рядом – пустые места изображений тех, чьи истории еще не рассказаны… Тьма, в которой сверкают огоньки свечей. Во мраке слышны голоса детей, которым не суждено было стать взрослыми… Монумент, посвященный восстанию в Варшавском гетто. Там, в апреле 1943 года, в первый день еврейского праздника Песах, почти безоружные заключенные бросились на своих мучителей. Все восставшие погибли, но обрели свободу на небесах... В годы Холокоста люди, которых называли праведниками мира, рискуя жизнью, спасали евреев. В их честь высажены тысячи деревьев, каждое из которых сопровождает табличка с именами…

Впечатление от увиденного и услышанного – тяжёлое, гнетущее. Настроение созвучно пронзительным строкам Евгения Евтушенко из поэмы «Бабий Яр»: «Все молча здесь кричит, / и, шапку сняв, / я чувствую, / как медленно седею. / И сам я, / как сплошной беззвучный крик, / над тысячами тысяч погребенных. / Я - / каждый здесь расстрелянный старик. / Я - / каждый здесь расстрелянный ребенок...»

Кроме щемящей грусти наваливается жгучее недоумение: как могло такое варварство случиться в ХХ веке? Впрочем, на этот вопрос уже давно ответила история. Ядовитые всходы нацизма не уничтожили вовремя, им дали взрасти и расцвести. Западные политики долго не верили, что гитлеровский режим ужасен, точнее, не хотели этого замечать. Даже в разгар Второй мировой, когда слухи о зверствах нацистов становились все настойчивее…

 «Люди, которые не верят, что гитлеровцы совершили страшные злодеяния, – фашисты, в какие бы одежды они ни рядились, – писал известный публицист Илья Эренбург. – Люди, которые кричат «не казните убийц», становятся соучастниками массовых убийств. Люди, которые вступаются за якобы оклеветанную Германию, которые уже хлопочут об амнистии палачам, – не человеколюбцы, а любители зла. Они боятся торжества справедливости потому, что им, этим белоснежным, уютней, да и выгодней жить с фашистами и полуфашистами; они боятся прозревших народов и разбуженной совести».

Вторая мировая война завершилась без малого 80 лет назад, но о ней напоминают музеи, мемориалы, хранящие память о тех, кто воевал за свободу. Некоторые участники войны живы, они несут тяжелый груз возраста, недугов и старых ран. Почет им и уважение…

Но есть на свете и другие старцы, которые творили зло, но не изменили убеждений, не раскаялись. Это нацисты, увенчанные наградами Третьего рейха. Их можно лишь презирать…

Недавно умер Йозеф Шутц, которому было 102 года. Во время Второй мировой войны он служил охранником концлагеря Заксенхаузен. Он долго таился, и лишь в 2022-м, после почти полутора десятка лет разбирательств, его осудили на пять лет тюремного заключения.

Но за решеткой Шутц так и не побывал: адвокаты умело затягивали процесс и подавали апелляции. Ну да, он был старый, больной, вызывал жалость. Хотя много лет назад был совершенно безжалостным к другим. Суд признал его виновным в гибели трех с половиной тысяч узников…

После Второй мировой часто говорили, что ужасные преступления нацистов никогда не должны повториться. Но сейчас об этом почти не упоминают. Вокруг царит жестокость, идут войны, гибнут люди. Нацисты снова подняли головы, они озираются вокруг в поисках жертв, бьют в реваншистские барабаны.

На Украине прославляют виновников массовых убийц – бандеровцев и иже с ними, причастных к расправам над людьми разных национальностей, в том числе над евреями. Но в Незалежной они пользуются почетом и уважением – их именами называют улицы и проспекты. Портреты бандитов украшают цветами, под ними звучат клятвы и воинственные речи.

Снова всходит ядовитая поросль, но на Западе опять стараются этого не замечать. Там искажают историю, вырывают из нее целые страницы, перечеркивают заслуги Советского Союза и Красной армии. Лгут, отрицают великую роль нашего народа в освобождении мира от страшного зла. В том же печальном ряду – сносы монументов советским воинам, осквернение кладбищ.

Главное для США и других стран НАТО, чтобы Украина как можно дольше воевала с Россией, отнимала у нее живительные силы. Ну а сама Незалежная – лишь разменная монета в этом кровавом конфликте. Сколько погибнет жителей страны, сколько станут калеками, для Запада неважно…

То, что преступный киевский режим способствует возрождению нацизма и бандеровщины, не удивительно – он продажный и циничный. Поражает то, что Украину возглавляет еврей, благоволящий к людям, предки которых убили шесть миллионов его соотечественников!

В 2020 году Зеленский побывал в Израиле, но отказался принять участие в международном форуме, посвященном Холокосту. Он говорил, что уступил место израильским ветеранам – узникам концлагерей. Однако его заявление вызвало изумление. Пожилых людей действительно было много, но Зеленскому наверняка нашлось бы место!

Многие пришли к выводу, что он отказался от участия в форуме не случайно – в зале мог зайти разговор об участии украинских националистов в массовых убийствах евреев во время Второй мировой войны. И чтобы на это ответил еврей Зеленский, как бы стал оправдывать палачей?

Вряд ли во время того визита в Израиль президент Украины посетил Национальный мемориал Катастрофы и Героизма. Ему было бы стыдно смотреть на лица жертв и пришлось бы сопоставлять прошлое и настоящее…

Зеленский наверняка понимает, в какое грязное болото угодил. И потому вынужден «забыть», что его дед – лейтенант Советской армии Семён Зеленский – воевал с нацизмом. Был командиром миномётного взвода, возглавлял стрелковую роту и за свои подвиги удостоился двух орденов Красной Звезды…

Некоторые наивно считают, что нацизм на Украине «другой», чуть ли небезобидный. Нет, он обычный и привычный – жестокий и преступный. Просто истинное его лицо скрывается. Уместно напомнить, что и Гитлер долго прятал свое звериное обличье. Но когда пришло время, он сбросил маски, и все ужаснулись. Так может произойти и сейчас. Но будет уже поздно.

…Напоследок – снова о жертвах. Но уже не о тех, что увековечены в израильском мемориале. Во время Великой Отечественной войны наш народ понес огромный урон – 27 миллионов человек. И потому в России нужно место, где можно было бы поклониться памяти всех павших в боях, убитых во время бомбежек, замученных нацистскими извергами.

Как писал Роберт Рождественский:

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт никогда, –
заклинаю, –
помните!

 

ВАЛЕРИЙ БУРТ