Новости

Занимательная демография: «Тюркский мир» — Турция или Узбекистан?

Продолжаю серию материалов о мировой демографии, которая является важнейшим долгоиграющим фактором мировой геополитики. Сегодня мы поговорим о «тюркском мире», где многие десятилетия главным центром притяжения была Турция.

«Тюркский мир». Еще в 1990-х, на фоне распада ССР и сильного ослабления России, Турция, которая к тому моменту была на подъеме, решила использовать этот шанс для выстраивания этого своего нового глобального проекта.

И у нее бы получилось, если бы не Владимир Путин и быстрое восстановление мощи нашей страны, которое имело следствием и быстрое выдавливание из нее турецкого влияния.

Более того, Россия подставила плечо еще одной «тюркской стране» - Узбекистану, элиты которого были несогласны с турецкими планами и видели именно себя во главе среднеазиатского тюркского мира (условно этот проект можно назвать» «неотамерланизм»).

При этом рост этого нового проекта с 2000-х был настолько стремительным, что уже сегодня возникает вопрос, а сумеет ли Турция остаться главной страной «тюркского мира» уже в перспективе 2050 года?

Для примера. ВВП Узбекистана за последнее десятилетие (с 2013 года) вырос в 1,73 раза. ВВП Турции вырос всего в 1,54 раза. И потенциал роста у узбекской экономики, особенно с учетом ее географии и улучшению отношений с Россией (идут серьезные разговоры о вхождении республики в ЕАЭС) много выше, чем у турецкой.

Но и это еще не все. Как показывает история — главный фактор, который играет роль в долгой игре — это демография. И вот как раз с этим у Турции в последние годы огромные проблемы. Рождаемость, особенно в городах, стремительно падает и эти тенденции не обещают стране, где сегодня проживают почти 90 млн. человек, ничего хорошего. В 2023 году здесь впервые (за 100 лет) родилось менее 1 млн. ч. (935 тыс. ч. по предварительным данным), и это … уже меньше, чем в Узбекистане ( 962 тыс. ч.) То есть, несмотря на то, что население Узбекистана сегодня менее 40 млн. ч., в потенциале оно будет выше, чем у Турции.

Но и это еще не все. Дело в том, что в Турции основной прирост сейчас дают потенциально проблемные курды (по разным оценкам 30-40%). В то время, как узбеки не только составляют основу населения Узбекистана, но и в соседних странах (Афганистан — более 2 млн. ч., Таджикистан — 1,3 млн.ч., Казахстан-более 0,6 млн.ч, Туркмения — более 0,5 млн.ч., Киргизия — 1 млн. ч) имеются значительные узбекские диаспоры, что с учетом ускоренно роста именно узбекской экономики уже очень быстро превратит именно официальный Ташкент, а не, например, Астану, в центр притяжения региона, а далее и большей части т. н. «тюркского мира». 

И это, на самом деле, для погружающейся в экономические проблемы Турции, не менее значимый вызов, чем их тёрки со своими соседями. И уже очевидно, что продолжение существующих тенденций рано или поздно расколют «тюркский мир» на две части — узбекский и турецкий. Причем, за последним останется только собственно Турция и, если Анкаре удастся удержать в сфере своего влияния Баку, Азербайджан. Остальные тюрки, к 2050 году (если не будет форс-мажора) будут ориентироваться на Ташкент, а не на Анкару...