Новости

«Зерновая сделка» и лицемерие Европы

Накануне 18 марта европейская пресса снова вспомнила про голодающие страны

«Перевозки украинской пшеницы по Чёрному морю необходимы для борьбы с глобальным продовольственным кризисом, но они зависят от соглашения между Россией и Украиной, заключенного под эгидой ООН и Турции. Блокада поставок российских удобрений, столь же необходимых для мирового сельского хозяйства, ставит под угрозу эту временную договорённость»,

– пишет французское издание Le Monde diplomatique.

В середине февраля мировые цены на зерно резко выросли, и у трейдеров этому только одно объяснение: военные действия на Украине и противостояние западных стран и России. Цены ещё далеки от рекорда в 400 евро, достигнутого в марте 2022 года, позже они упали примерно до 250 евро. Новая тенденция удорожания беспокоит покупателей, в том числе крупных импортёров, таких как Китай и страны Северной Африки. Будущее зернового коридора в Чёрном море привлекает внимание участников рынка.

«Соглашение, подписанное в июле 2022 года в Стамбуле Россией и Украиной при посредничестве Турции и ООН, сделало возможным этот безопасный морской переход, обеспечивающий экспорт украинской сельскохозяйственной продукции из портов Одесской области. Вступив в силу 1 августа 2022 года, почти за семь месяцев он позволил отгрузить 22 миллиона тонн продукции, в основном зерновых (пшеница, кукуруза и другие). То есть примерно 1,3 тысячи проходов сухогрузов под наблюдением представителей Турции и ООН смягчили последствия продовольственного кризиса, вызванного украинским конфликтом»,

– говориться в статье.

По данным ООН, почти 44% отгруженной пшеницы был продано странам с низким и средним уровнем доходов. По мнению многих специалистов, в отсутствие этого коридора цена за тонну пшеницы может легко превысить 400 евро. Для Египта или Туниса это неподъёмный груз, не говоря уже о многих государствах Африки к югу от Сахары, поясняет автор статьи Акрам Белкаид (Akram Belkaïd).

Фактически соглашение «по зерновому коридору» заканчивается 18 марта, но по молчаливому соглашению между двумя участниками конфликта планируется его продление. Это произошло в ноябре прошлого года. Тогда, несмотря на некоторые колебания со стороны России, украинские грузы смогли продолжить свой путь. Сейчас ситуация более серьёзная, и, по мнению авторов французского издания, Москва может отказаться от автоматического продления срока действия договорённости.

«Я хочу сказать, что перед последним обновлением [в ноябре] я был почти уверен в том, что это произойдёт. Но я думаю, что сейчас мы находимся в немного более сложной ситуации», – заявляет глава отдела гуманитарных вопросов ООН Мартин Гриффитс, говоря о крайней дате 18 марта.

Соглашение о морском «зерновом коридоре» должно действовать одновременно с соглашением по экспорту российский удобрений, заключённым в это же время между ООН и Москвой. Но РФ постоянно отмечает невозможность экспортировать свои удобрения.

«Во многих отношениях это соглашение сложнее реализовать, но крайне важно, чтобы оно заработало. Важно, чтобы мы смогли получить российские удобрения», – пояснил Гриффитс.

Москва вынуждена постоянно напоминать, что её удобрения не подпадают под санкции ООН. Но если украинские корабли могут проходить через Чёрное море, то российские остаются в доках. А запасы, хранящиеся на европейских складах, блокируются из-за административных проволочек. Часть удобрений между тем предназначена для бедных стран.

«На рынке никто не верит на самом деле, что этот коридор может исчезнуть. Конечно, в этих очень напряжённых условиях всё возможно, однако трудно представить, чтобы Москва жертвовала своими экономическими и геополитическими интересами, вызывая резкий подъём цен из-за закрытия коридора», – считает сотрудник брокерской компании по продаже зерна и масличных культур, базирующейся в Тулузе Филипп Дуриава.

Другой французский эксперт отмечает, что неуверенность в долговечности российско-украинского соглашения усугубляет кризис, связанный с голодом.

«Блокада российских удобрений, помимо прямого влияния на будущее Черноморского коридора, увеличивает риск нехватки сельхозпродукции. Ещё до украинского конфликта этот рынок был на подъёме, но кризис вызвал рост цен. Однако 50% населения Земли зависит от этих товаров, и Россия остаётся ведущим мировым экспортёром азотных удобрений и вторым поставщиком калийных и фосфорных удобрений. Закрытие Черноморского коридора и дальнейшая блокада поставок российских удобрений будут иметь катастрофические последствия для глобальной продовольственной безопасности»,

– прогнозирует Le Monde diplomatique.

Наш комментарий. Запад, похоже, не особенно возражает против того, что условия «зерновой сделки» в отношении российских удобрений выполняться не будут, а если и будут, то через пень-колоду. Прессе и западным экспертам гораздо удобнее поднять крик о заботе о голодающих странах (хотя бОльшая часть вывозимого с Украины зерна достаётся вовсе не им), чем задаться справедливым вопросом: почему ООН не в состоянии обеспечить «зелёный коридор» для российских удобрений (в которых также нуждаются бедные страны). Вот и голос французского издания Le Monde diplomatique вроде бы пытается звучать, но очень робко. Журнал пишет, что в Бельгии, Латвии и Эстонии находятся более 300 тысяч тонн российских удобрений, часть из которых предназначена для бедных стран, и тут же добавляет, что это «по мнению Кремля».

То есть это Кремль так думает, а на самом деле 300 тысяч тонн российских удобрений уже давно отплыли из Бельгии, Латвии и Эстонии? Или всё-таки не отплыли и это не «мнение Кремля», а реальный факт?

Тут же цитируется другое «мнение»: мол, «зерновой коридор» не исчезнет, Россия же не станет жертвовать своими интересами… Это означает что? Что и в дальнейшем ООН может не заморачиваться достигнутыми с Москвой договорённостями по «коридору» для удобрений, они так и останутся лежать где-то в Бельгии и Прибалтике?

Европейское лицемерие и деградация европейской прессы налицо.

Соб. корр. ФСК