Новости

Африканский экзарх о современной ситуации

Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид дал интервью телеканалу «Спас», которое можно считать программным не только для Африки. Анализируем основные тезисы.

 

24 января 2022 года Экзарх Африки митрополит Клинский Леонид в эфире телеканала «Спас» озвучил ряд тезисов, которые касаются не только планов РПЦ на Африканском континенте, но и самых глобальных процессов, которые сейчас происходят в Православии, а также геополитике.

Митрополит Клинский Леонид (Горбачев), краткая справка

Родился в 1968 г., детство и юношество провел в Краснодаре. В 21 год принял монашество. Духовное образование получил в Ленинградской духовной семинарии и на Богословском факультете Афинского университета. Владеет греческим, английским и арабским языками. В послужном списке владыки значится:

  • пастырское окормление ИТК 17 строгого режима, детского туберкулезного диспансера и городского дома ветеранов г. Краснодара;
  • командировка в составе миротворческих сил в Боснии и Герцеговине;
  • командировки на Афон, в Финляндию, Индию в качестве сотрудника секретариата межправославных отношений ОВЦС;
  • с 2004 по 2013 гг. – представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки, командировки в Эфиопию, Кению, Танзанию, ЮАР, Ботсвану, Грецию;
  • с 2013 по 2016 гг. – епископ Аргентинский и Южноамериканский;
  • с 2016 по 2021 гг. – архиепископ Владикавказский и Аланский, управляющий Патриаршим благочинием приходов РПЦ в Армении;
  • сопредседатель Рабочей группы по диалогу между РПЦ и Маланкарской церковью;
  • сопредседатель Комиссии по диалогу между РПЦ и Эфиопской церковью;
  • с 29 декабря 2021 г. – Патриарший экзарх Африки.

Как видим, владыка Леонид – это архиерей, который много поездил по миру и имеет опыт общения с представителями как православных, так и не православных Церквей. Кроме того, он окормлял миротворцев, заключенных и больных детей. Это много о чем говорит. Он знает ситуацию не понаслышке или из сообщений СМИ, а из собственного опыта. Все это придает словам владыки большой вес. Итак, что же он сказал в интервью?

РПЦ не будет мириться с нарушением канонов в Церкви

Судя по всему, в РПЦ утвердилась точка зрения, согласно которой время терпения и компромиссов с Константинопольским патриархатом исчерпалось. Претензии на главенство в Православии Фанар начал предъявлять примерно 100 лет назад. Еще святитель и исповедник Патриарх Тихон Московский протестовал против этого. Но сопротивление этим претензиям все эти годы ограничивалось в основном письмами и заявлениями. На деле Фанар продвигал свою позицию, а другие Поместные Церкви, в том числе и РПЦ, шли на уступки и компромиссы.

Классическим примером такой тактики является церковная ситуация в Эстонии, где Фанар, вопреки канонам и здравому смыслу, установил параллельную юрисдикцию, с которой РПЦ вынуждена была согласиться. Однако после вмешательства Фанара в Украину стало понятно, что претензии на главенство уже оформились в так называемую ересь константинопольского папизма и пришло время противодействовать этой новой экклезиологии твердо и решительно.

Кроме того, роль Госдепартамента США в антиканонических действиях Фанара столь велика и очевидна, что признание главенства Фанара будет равносильно признанию фактического руководства Православием со стороны Госдепа. А это уже превращает Церковь Христову в какой-то отдел американской администрации. При этом совершенно неприемлемы оправдания вроде того, что Фанар настолько зависит от Госдепа, что просто не может себе позволить пойти наперекор мнению американских чиновников.

Вот что говорит по этому поводу владыка Леонид: «Как сказал Святейший Патриарх в своей проповеди: "А разве Русская Православная Церковь не проходила на протяжении 70 лет различного рода давление? Посмотрите, под каким спудом и уничижением была Русская Православная Церковь".

Но разве мы могли позволить себе расколоть мировое Православие в угоду тем или иным политическим событиям? Мы страдали, терпели, и эта история покрыта сонмом мучеников российских, которые кровь свою пролили за торжество Православия. Вот что у нас есть! Вот что мы можем показать миру! А что показали вы? Что на вас надавил Госдепартамент или иные политические силы и вы решили, что в угоду этим решениям можно изменить каноны Церкви? Нет, господа, этого не позволено делать никому! <…> Нельзя рушить каноны Церкви. Это просто так Господь не оставит».

РПЦ не претендует на первенство

Из профанариотского лагеря в адрес РПЦ часто звучат обвинения в том, что Московский Патриархат, мол,  стремится лишить Константинопольский патриархат его первенства, чтобы занять это место самому.

Во-первых, это не подтверждается ни делами, ни заявлениями священноначалия РПЦ. А во-вторых, РПЦ вообще отвергает саму постановку вопроса о том, что кто-либо в Православии может претендовать на первенство. И в этом Русская Церковь опирается на Евангелие: «Еще раз повторю: мы никогда не претендовали на первенство, мы не хотим быть первыми, мы хотим, чтобы первыми были все. Как говорит Святое Писание, если ты хочешь стать первым, будь последним и стань всем слугой. Вот мы те люди, которые становимся слугами и будем служить как можем».

Архиерей говорит, что РПЦ может и должна взять на себя ответственность за защиту традиционных ценностей во всем мире. И в этом отношении она может послужить не только Православию во всем мире, но и человеческому обществу в целом: «Мы вполне вправе предложить миру другую (не либеральную, – Ред.) повестку, за которой и будет стоять Русская Православная Церковь. И не надо стесняться этой вселенскости, на которую мы сейчас выходим».

Вторжение или отстаивание канонов?

Что касается вопроса о действиях РПЦ на канонической территории другой Поместной Церкви, то здесь точка зрения Московского Патриархата предельно ясна и понятна: поскольку Александрийская Церковь стала на сторону раскольников, она тем самым отделила себя от Церкви Христовой со всеми вытекающими последствиями. В этих условиях кто-то должен принять под свой омофор тех клириков и верующих, которые не хотят уходить в раскол вслед за александрийскими архиереями.

Митрополит Леонид: «Мы никуда не вторгались, мы ни у кого ничего не забирали, мы не выступали с экспансией. Мы не даем уничтожить тех людей, которые заявили, что они против раскола. Патриарх Варфоломей, по нашему мнению, поступил антиканонично и незаконно. Поэтому оправдания его действиям быть не может. <…> Мы сказали, что мы не бросим тех людей, которые заявили протест по поводу этого признания (ПЦУ, – Ред.)».

Владыка особо подчеркнул, что причина образования Экзархата – это стремление сохранить канонический порядок в Церкви, а вовсе не желание РПЦ захватить что-либо у Александрийской Церкви: «Мы не стремимся разрушить Александрийскую Православную Церковь, и мы никогда не занимаемся экспансией нигде. Но еще раз повторю, что мы никогда не дадим никому возможность глумиться над православными канонами».

Ситуация с Православием в Африке и первоочередные задачи Экзархата

Описывая ситуацию в Африке, владыка Леонид в первую очередь обращает внимание на огромный потенциал для христианской проповеди: «Континент активно развивается. Континент – один и три десятых миллиарда людей. Воцерковленных людей не так много, и православная миссия там имеет все шансы на успех». При этом экзарх далек от того, чтобы очернять Александрийскую Церковь: «Нельзя говорить о том, что Александрийская Православная Церковь там (в Африке, – Ред.) ничего не делала. Есть достаточно яркие архиереи, которые на своих местах успешно занимались миссионерством на Африканском континенте».

Возможно, миссия РПЦ в Африке осуществлялась бы не только в координации с Александрийским патриархатом, но и проводилась бы в форме помощи александрийским архиереям и клирикам, однако признание Александрийским патриархатом украинских раскольников перечеркнуло эту возможность.

Какие же задачи ставит перед собой Патриарший экзархат в Африке?

«Главнейшей задачей для любой Церкви является пастырская забота о тех душах, которые вверены Господом, которых мы будем окормлять, – говорит архиерей. – Прежде всего это те пастыри и та паства, которая не согласилась с единоличным решением патриарха Варфоломея и, как следствие, патриарха Александрийского и всея Африки Феодора о признании антиканонической группировки на территории Украины, так называемой ПЦУ. На сегодняшний момент у нас более 150 клириков, которые хотят перейти, и многие уже перешли из них в Русскую Православную Церковь под омофор Святейшего Патриарха Кирилла».

На уточняющий вопрос журналистки владыка Леонид подтвердил, что число желающих перейти в Русский Патриарший экзархат растет, и если на момент создания Экзархата 29 декабря 2021 г. таковых насчитывалось 102 человека, то сегодня, спустя всего несколько недель, их число возросло в полтора раза.

Причем эти клирики проживают не компактно, а более чем в 12 странах континента. Как только стало известно о создании Экзархата, а особенно о том, что он создан в ответ на заявления африканских клириков о нежелании пребывать в Поместной Церкви, которая ассоциировала себя с раскольниками, сразу же посыпались обвинения в адрес РПЦ в том, что она переманивает на свою сторону заштатных клириков или тех, которые были подвергнуты каноническим прещениям со стороны своего священноначалия за различные проступки.

Эти голоса звучат особенно громко потому, что раскольники из ПЦУ, а ранее из УПЦ КП и УАПЦ, именно так и поступали. Владыка Леонид рассказал в интервью, что данные обвинения в адрес РПЦ абсолютно беспочвенны. Более того, заботясь о том, чтобы к РПЦ присоединялись безупречные в моральном и каноническом отношении клирики, каждый такой кандидат проходит достаточно скрупулезную проверку. «У нас нет случайных людей. Все те, которые пожелали перейти под омофор Святейшего Патриарха Кирилла, они все проверяются», – сказал митрополит Леонид.

Кадры и инфраструктура

Одной из первоочередных задач митрополит Леонид видит кадровую работу, причем главная ставка будет делаться на местных священнослужителей – как тех, кто уже находится в священном сане, так и будущих служителей Церкви. «На местах будут назначены епископы. Будут священники. Будем делать ставку на африканские кадры. Ну и, естественно, наши миссионеры, которые с удовольствием, я думаю, поедут на Африканский континент. Будем заботиться о том, чтобы люди могли приехать в Россию и получить образование здесь. Святейший Патриарх благословил. Есть определенные квоты. Будем их использовать», – сказал владыка.

Второе направление после пастырского окормления верующих, которым будет заниматься Экзархат, – это гуманитарная помощь. «Постараемся обеспечить всех элементарными возможностями доступа к медицинским услугам. Будут открыты фельдшерские пункты в отдаленных местах». Гуманитарная деятельность в Африке – это огромный фронт работы, который требует как значительных материальных затрат, так и квалифицированных трудовых ресурсов. По всей видимости, данная работа будет скоординирована и с российскими государственными учреждениями, и, возможно, с деловым сообществом, которое будет помогать материально.

Без такой серьезной поддержки РПЦ будет трудно своими силами реализовать все задуманные планы. А планы эти очень масштабные: «Это многоуровневая континентальная работа. Мы сейчас полноценно зашли на континент, где требуется полностью восстановление всей нормальной вертикали жизнеустроения. <…> Как можем, мы будем Африканскому континенту помогать».

Остается пожелать помощи Божией миссии РПЦ в Африке и надеяться, что плоды этой деятельности не заставят себя долго ждать.

Православие и упадок христианства в западной цивилизации

Сегодня западная цивилизация уже перестала себя ассоциировать с христианством. Суть этой цивилизации можно определить как «воинствующий либерализм», при котором допускается попрание любых традиционных ценностей и понятий, приветствуются любые извращения и пороки, а единственное, что подвергается порицанию и преследуется, – это традиционные взгляды на пол, семью, религию, мораль и так далее.

Однако и на Западе многие люди, и даже большинство, не разделяют того оголтелого либерализма, который господствует в общественном мнении и законодательстве. Эти люди нуждаются не только в защите, но и в некоем нравственном ориентире, моральном авторитете, который может явить миру Русская Православная Церковь.

Ведущая Анна Шафран поставила вопрос следующим образом: «Как Вы полагаете, владыка, в Европе, да и в той самой Америке, где на официальном уровне фактически отвергнуты сегодня традиционные ценности, где идет разрушение института семьи, где, более того, даже храмы разрушаются. Сносятся за ненадобностью. Вот этот путь, на который она встала, он необратим?»

В ответ на это владыка Леонид сравнил то, что происходит в Европе и на Западе в целом, с гонениями на Церковь в советский период: «Ничего не напоминает это все? Разрушают храмы, подменяют повестку (традиционную на либеральную, – Ред.), скоро у них будут говорить, что в интернете покажут последнего священника. И все это будет мирно. Если у нас после семнадцатого года (1917 г., – Ред.) было насилие и Церковь загоняли в подполье, она проходила страшные десятилетия мученичества, то здесь люди голосуют руками и ногами, некоторые люди.

Но мы все-таки верим, что большинство не хотят таких перемен, и если правительства европейских стран не делают соответствующие выводы, то я даже боюсь представить, что может быть. Это все в перспективе может обернуться полнейшим хаосом и разрушением».

Архиерей считает, что РПЦ и российское общество должны встать на защиту традиционных ценностей и взять на себя роль лидера в отстаивании консервативных устоев жизни общества: «Не можем, а обязаны! Потому что все идет к тому, что эту роль вообще некому будет играть. И поэтому сейчас мы просто обязаны это сделать».

Настораживающий момент интервью

Рассуждая, что в условиях скатывания западной цивилизации в пропасть либерализма Россия должна стать зоной традиционной нормальности, явить миру духовный и моральный ориентир, ведущая Анна Шафран сказала следующее: «Честно говоря, в этих условиях, наблюдая происходящее, напрашивается то самое: Москва – третий Рим, и четвертому не бывать».

Сказано это было с некоторым оттенком юмора, но, тем не менее, владыка не стал опровергать данное утверждение и сказал следующее: «Да, известное выражение. Не буду его оспаривать. Я тоже думаю, что у нас определенная миссия в этом мире есть, и еще раз повторю, все будет зависеть от того, как мы в ближайшие несколько лет будем вести свою внутреннюю и внешнюю повестку дня».

Теория «Москва – третий Рим» возникла, по одним данным, в конце XV века, по другим – в начале XVI века, как осмысление того факта, что многовековая Византийская империя, православное царство, была порабощена турками. Мысль многих людей, мировоззрение которых не допускало, что на земле уже не будет такого православного царства, ответственного за судьбы Православия, пришла к логическому выводу – объявить таким царством Московское государство.

Можно по-разному относиться к данной теории, но следует признать, что она не имеет никаких оснований в Священном Писании. Евангелие ничего не говорит о христианском царстве на земле, а тем более – об обязательности его существования. Теория первого, второго или третьего Рима – это теории скорее политические, чем религиозные.

В целом, ни данное интервью митрополита Леонида, ни иные его слова и заявления не дают основания полагать, что теория «Москва – третий Рим» занимает в его мировоззрении какое-то существенное место. Владыка всем своим многолетним служением доказал, что он – священник Божий, а не государственный деятель. Поэтому не стоит придавать особое значение тому, что он высказал некоторую симпатию к данной теории.

Однако следует помнить, что схожая идеологема «Константинополь – второй Рим» как раз и стала причиной того, что в современном Константинопольском патриархате идеи эллинизма стали доминировать над священными канонами Церкви, а утверждение превосходства Константинопольского патриарха сегодня воспринимается многими греческими архиереями как необходимое условие сохранения этого самого эллинизма.

Заключение

Митрополит Леонид производит впечатление очень энергичного и целеустремленного церковного деятеля. При этом очень ответственного и разумного. Плоды деятельности возглавляемого им Африканского экзархата, как уже было сказано, можно ожидать только через несколько лет, но уже сегодня очевидно, что Африка стоит на пороге масштабной православной миссии, в чем да поможет Господь и владыке Леониду, и всем тем, кто будет трудиться вместе с ним.

Кирилл Александров