Новости

Белоруссия: оправданы ли надежды на перезагрузки отношений с Польшей?

В Польше сменилось правительство. На смену кабинету Матеуша Моравецкого пришла коалиция во главе с «Гражданской платформой» и «старым новым» премьер-министром Дональдом Туском. В составе нового правительства, помимо самого Туска, также немало уже знакомых лиц. Например, внешнеполитическое ведомство Польши вновь возглавит бывший гражданин Великобритании Радослав Сикорский, уже занимавший этот пост в 2007-14 гг. 

В России от смены правительства не ждут каких-либо принципиальных изменений во внешней политике Польши. Антироссийский консенсус польских элит устойчив и прочен и надеяться на какие-то изменения в курсе Варшавы было бы наивно. 

В украинском вопросе также не стоит ожидать каких-то изменений. Туск уже подтвердил курс на дельнейшую поддержку Украины. Более того, весьма вероятно, что Польша при правительстве «Гражданской коалиции» снизит давление на Киев в экономических вопросах, которые в последнее время омрачают польско-украинские отношения. 

Хорошей новостью в связи со сменой правительства в Варшаве может быть разве что достаточно высокая вероятность развития внутриполитического кризиса. Польша – полупрезидентская республика, где президент существенно ограничен в полномочиях, но вместе с тем не является сугубо представительской фигурой. В таких системах очень важно, чтобы и глава государства, и парламентское большинство, формирующее правительство, представляли одну политическую силу.

Теперь, когда президент и правительство принадлежат к враждующим политическим группировкам, сценарий скатывания в политическую смуту представляется вполне реальным. Первые сполохи грядущего кризиса уже видны. После того как Туск был избран премьер-министром, лидер «Права и справедливости» Ярослав Качиньский обрушился на того с гневной тирадой, обозвав немецким агентом. Напомним, одним из основных разногласий между «Гражданской коалицией» и «Правом и справедливостью» является выбор геополитического покровителя. ПиС в основном ориентирован на Вашингтон, тогда как «Гражданская коалиция» и Туск, долгое время возглавлявший Европейский совет, – на Брюссель и Берлин.

Весьма вероятно, что внутренние дрязги вынудят Варшаву снизить внешнеполитическую активность. Это не может не радовать, учитывая, что Польша является одним из главных европейских «ястребов» и проводников жесткой и агрессивной политики на востоке.

За происходящим в Варшаве внимательно следят и в Минске. Польша является крупнейшим западным соседом Белоруссии и традиционно рассматривает ее как зону своего влияния. Это обусловливает сложные и напряженные отношения Минска и Варшавы на протяжении всего периода белорусской независимости и особенно после прихода к власти А.Г. Лукашенко.

Белорусско-польские отношения всегда отличались определённой асимметрией. Если Варшава ставила во главу угла идеологические вопросы – продвижение «демократии» в Белоруссии, борьбу с «российским влиянием», а также защиту интересов польского меньшинства, то Минск пытался вывести двусторонние отношения сугубо в сферу экономической прагматики. Торгуем и в дела друг друга не лезем – примерно так можно сформулировать формулу белорусско-польских отношений в понимании официального Минска.

Естественно, подобная разница в подходах также не способствовала формированию теплых и доверительных отношений между Минском и Варшавой. Они оставались весьма холодными и натянутыми даже в период белорусской «многовекторности», когда Белоруссия попыталась пойти на сближение с Западом.

После политического кризиса 2020 г. в Белоруссии двусторонние отношения из натянутых превратились в почти враждебные. Польша, всегда выступавшая одним из основных спонсоров белорусской оппозиции, активно включилась в поддержку «мирных протестов» в Белоруссии и лоббировала введение санкций против официального Минска. Кроме того, Польша обвинила Белоруссию в ущемлении прав польского меньшинства. Поводом для этого послужили аресты лидера незарегистрированного союза поляков Анжелики Борис, а также белорусско-польского журналиста Анджея Почобута. Последний был признан виновным в призывах к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Белоруссии, а также в разжигании вражды и приговорен к 8 годам колонии усиленного режима. Освобождение Почобута остается одним из основных требований Варшавы к официальному Минску.

После начала СВО Польша активно раскручивает тему угроз своей национальной безопасности, якобы исходящих со стороны Белоруссии. Под этим предлогом были закрыты большинство контрольно-пропускных пунктов на белорусско-польской границе. Кроме того, Варшава объявила о создании 10-тысячной военной группировки в восточных воеводствах, граничащих с Белоруссией.

В Белоруссии, со своей стороны, обвинили Варшаву в экспансионистских устремлениях и намерении аннексировать западные области республики. Минувшим летом на переговорах с В.В. Путиным А.Г. Лукашенко говорил о недопустимости захвата Польшей западных областей Украины.

В 2021 г. в Белоруссии был учрежден новый праздник – День народного единства. Он отмечается 17 сентября и приурочен к Освободительному походу Красной армии 1939 г., в результате которого западные области Белоруссии, захваченные Польшей в 1921 г., были присоединены к СССР. В этом также сложно не усмотреть шпильку в адрес Варшавы. Идея учреждения подобного праздника обсуждалась не раз, но власти Белоруссии долгое время медлили, очевидно, не желая злить Польшу, для которой тема событий 1939 г. остается весьма болезненной.

В целом достаточно очевидно, что инициатива по обострению двусторонних отношений исходит именно от Польши, а Белоруссия лишь реагирует на выпады Варшавы. Более того, в Минске не скрывают, что хотели бы вернуться в отношениях с Польшей к формуле «торгово-экономическое сотрудничество без вмешательства во внутренние дела».

В этой связи смена правительства с Польшей была воспринята в Минске с осторожной надеждой. Белорусские власти дают понять, что готовы к перезагрузке отношений. 

Вот как, в частности, прокомментировал итоги выборов в польский сейм А.Г. Лукашенко: «Молодцы поляки. Вот я этого варианта не ожидал. Они просто не стали в эту игру с этими описавшимися "писовцами" играть. Ну поляки, я вот хвалю народ Польши. Молодцы! Они утерли им нос. И оппозицию к власти фактически привели. Уже Польша будет не та. Пускай это не наши люди там, не настроенные с нами разговаривать, но это другие люди. И поляки показали: ребята, делайте так, как мы хотим, не будете делать – и вас выкинем. Молодцы поляки!»

Главу государства поддержал министр иностранных дел Белоруссии Сергей Алейник, который отметил, что Минск готов вести диалог с Варшавой, но он должен быть взаимоуважительным. «Мы всегда исходили и исходим из необходимости сохранения принципов добрососедства», – заявил Алейник.

По поводу отношений с Польшей также высказался глава белорусского КГБ Иван Тертель: «Сейчас отношения с Польшей находятся на беспрецедентно низкой точке. Их практически нет. Но надо сказать, что это не по нашей вине. Мы не вводили санкции против Польши, не закрывали пункты пропуска. Наоборот, глава государства давал поручения правительству об установлении хороших, добрососедских отношений, а также обсуждению проблемных вопросов без предварительных условий. К сожалению, ответной реакции не было». Резюмируя, Тертель отметил, что Белоруссия готова перевернуть страницу и начать двусторонние отношения с чистого листа.

Таким образом, в Минске не теряют надежды, что экономический прагматизм в конце концов перевесит идеологическую мотивацию польской внешней политики. Хотя опыт показывает, что такой подход совершенно чужд Варшаве и неважно, кто формирует правительство – «Право и справедливость» или «Гражданская коалиция», Моравецкий или Туск.