Новости

«Большая игра» и Афганистан: взгляд военных в исследованиях

«Большая игра» (the Great Game), определявшая геополитическое соперничество великих держав (Российская империя и Великобритания) за господство в Южной и Центральной Азии (Персия, Туркестан, Афганистан), состояла в их непрямом, опосредованном военно-политическом противостоянии, в 1813 – 1907 гг.

Развитие военно-политического противостояния безусловно развивало государственный и частный интерес к исследованию Афганистана и региона Центральной Азии в целом. И потому совершенно не случайно то, что именно во второй половине XIX в. зарождается отечественная афганистика как отрасль российского востоковедения (т.е. историографическая тенденция изучения и осмысления Афганистана в военно-политическом, социально-экономическом, культурном, географическом отношении и т.д.).

На наш взгляд, в работах рубежа XIX – XX вв. цель состояла прежде всего в военно-политическом исследовании Афганистана как возможного театра боевых действий Российской империи и Великобритании («Большая игра»). Поэтому первые значимые отечественные исследования, посвященные Афганистану, появляются именно в Военном министерстве Российской империи. Лишь несколько работ написаны гражданскими исследователями (в частности С. Н. Южаков «Афганистан и сопредельные страны: Политико-исторический очерк», 1885).

Дореволюционные работы военных историков содержат исторический и географический очерки Афганистана и включают обширную военную топографию местности. Прежде всего, цель состояла в военно-политическом исследовании Афганистана как возможного театра боевых действий Российской империи и Великобритании (т.е. повторение русско-афганского пограничного конфликта на Кушке (в Панджде) в марте 1885 г.).

В частности, исследование генерал-лейтенанта Владимира Алоизиевича Орановского «Афганистан: материалы для военно-статистического описания» (1895) содержит большое количество карт и сведений, важных для военного управления и снабжения войск в Афганистане.

Фактор геополитического противостояния России и Великобритании ярко отражен в работе генерал-лейтенанта Павла Карловича фон Гериха «Афганистан и его политическое значение» (1902): «Англия волнуется. Связанная по рукам и ногам в Южной Африке, она надеется предотвратить опасность разными предложениями союза с Россией, указывая на всевозможных общих врагов обоих народов. Эти расчеты эфемерны. России незачем торопить дело. Пусть коварный Альбион с каждым днем заслуживает себе все большую и большую ненависть мусульманских народов Персии, Афганистана и Индии пусть окрепнет в сердцах их сознание, что спасение они найдут лишь в России. Тогда будет время выступить для нанесения давно заслуженного смертельного удара Англии. Тогда только Рим сможет покончить с Карфагеном!...»

Вместе с тем, работы дореволюционных афганистов представляют важнейшее историческое значение как исследование и источник. В частности, русский и советский военачальник, военный историк, генерал-лейтенант, командарм Андрей Евгеньевич Снесарев, изучив Афганистан изнутри, пришел к верному выводу о невозможности покорить страну и народности, ее населяющие: «Политическое значение Афганистана: ясно, что Афганистан сам по себе никакой цены не представляет... Если этой страной и можно овладеть, то удержать ее в руках очень трудно, на заведение администрации и заведение порядка потребуется столько ресурсов, что страна этих трат никогда не вернет: ей вернуть их не из чего».

Примечательно, что пророческие взгляды А. Е. Снесарева через столетие повторятся как вывод в одной из последних зарубежных работ по военному конфликту в Афганистане – монографии исследовательского коллектива под руководством Б. Р. Рубина «Афганистан. Что о нем нужно знать каждому» (2020): «Главная проблема, стоящая перед сегодняшним Афганистаном, заключается не в том, что воинственный дух его всегда готовых сражаться племен делает страну непобедимой и неуправляемой, а в том, что эта страна производит недостаточно продукции, чтобы покрыть расходы на управление ею. Единственный способ, которых она когда-либо сможет производить её в достаточном количестве, это выход на международные рынки, что, в свою очередь потребует хороших отношений с соседями».

Однако, выводы и предостережения А. Е. Снесарева оказались невостребованы как советским руководством в 1979 г., так и американским – в 2001 г., что привело к трагическим последствиям как для СССР и США, так и для Афганистана.

Среди зарубежных исследований выделяется работа «Оборона Индии: стратегическое исследование» (1884). Ее автор – генерал-квартирмейстер и глава разведывательного управления британской армии в Индии Ч. М. Макгрегор посвятил в ней особое внимание изучению проблем обороны колониальных владений Великобритании в Индостане от т.н. «русской угрозы».

Секретная публикация работы была связана с взятием русскими войсками древнего города Мерва в 1884 г. И согласно Ч. М. Макгрегору, главная и реальная опасность для стабильности британских колониальных владений в Индостане – неизбежное вторжение России в Индию, которое последует сразу же после падения афганского Герата. Следовательно, главный вывод – любыми средствами не позволить русским перейти на территорию Афганистана, а само решение вопроса безопасности Британской Индии невозможно, пока Россия контролирует Кавказа и Туркестан.

Несмотря на то, что исследование Ч. М. Макгрегора было засекречено, военная разведка Российской империи смогла получить и перевести книгу, под грифом «Секретно» в 1891 г. она была издана Военно-ученым комитетом Главного штаба в Санкт-Петербурге.

источник