Новости

«Большая игра» и Афганистан: военное-политическое противостояние на рубеже XIX – XX веков

Стратегия внешнеполитических действий по обороне британских колониальных владений в Индостане от «русской угрозы» во многом состояла в создании буферной зоны, ключевая роль в которой предназначалась Афганистану.

Победы русского оружия на Балканах и на Кавказе в ходе русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов серьезно беспокоили Великобританию: королевский военно-морской флот был отправлен в Мраморное море, а территориальные потери Османской империи были существенно снижены на Берлинском конгрессе (июнь – сентябрь 1878 г.).

В этих условиях активизировались внешнеполитические действия России на границе с Великобританией – то есть в Афганистане: в апреле 1878 г. к афганскому эмиру Шир-Али Баракзай была направлена дипломатическая миссия во главе с героем русско-турецкой войны генералом Николаем Григорьевичем Столетовым. Считается, что целью посольства в Кабуле было предварительное заключение союза Афганистана с Россией. Как и прежде (тайная миссия И. В. Виткевича в Кабуле в 1837 – 1838 гг.), такие переговоры привели к активизации действий Великобритании.

Во многом из-за опасений потери буферной зоны и началась вторая англо-афганская война 1878 – 1880 годов. Опираясь на опыт неудач первой англо-афганской войны 1838 – 1842 годов, англо-индийские войска общей численностью в 40 000 человек с ноября 1878 г. начали вторжение в юго-восточную часть Афганистана. Захватили Джелалабад, Кандагар, в феврале 1879 г. вышли в долину реки Гильменд, подошли к столице – Кабулу.

26 мая 1879 г. был заключен Гандамакский договор, установивший политическую зависимость Афганистана от Великобритании: престол был передан сыну Шир-Али – Якуб-хану Баракзай.

24 июля 1879 года в Кабуле была размещена британская дипломатическая миссия во главе с Пьером Луи Наполеоном Каваньяри, фактически для надзора за международными отношениями Афганистана. Несмотря на то, что британский контроль над Афганистаном был установлен без серьезного сопротивления регулярных афганских войск, против английского господства повсеместно расширялась партизанская война.

Всего через два месяца, 3 сентября 1879 г. в Кабуле вспыхнул мятеж и почти все члены британской миссии вместе с Каваньяри были убиты, что повторило события 30-летней давности.

Захват британского посольства в Кабуле ознаменовал поворотный момент во второй англо-афганской войне 1878 – 1880 годов. Несмотря на повторный захват Кабула 12 октября 1879 г. войсками генерала Фредерика Робертса, политика «грубой силы» в Афганистане потерпела неудачу и стала ударом по престижу Великобритании.

Якуб-хан решил отречься от афганского престола, а племенные вожди решительно отказывались признать власть Великобритании (битва при Майванде 27 июля 1880 г.).

В мае 1880 года королем Афганистана на совете представителей племен был избран «железный эмир» Абдур Рахман Баракзай. Англичане приступили к выводу войск из Афганистана. Абдур Рахману удалось достигнуть объединения и успокоения Афганистана, а Великобритания перешла к политике «мягкой силы» – создания своей сферы влияния в Афганистане без его политического подчинения короне.

Через 5 лет – в марте 1885 года наступил апогей развития противостояния российских и британских интересов. Следует отметить, что к 1880-м гг. экспансия России и Британии в Центральной Азии достигла естественных пределов в виде соединения границ. Пограничное столкновение было неизбежно.

Развязка наступила 30 марта (18 марта по старому стилю) 1885 года в ходе пограничного боя у реки Кушка (у поселка Пенджде, к югу от реки Амударьи и Мервского оазиса). Неопределенность российско-афганской границы, особенно после взятия Мерва (1884 г.), привела к совместным российским и афганским притязаниям на поселок Пенджде.

В ответ на продвижение войск афганского эмира, как вспоминает великий князь Александр Михайлович Романов, ответ императора Александра III был лаконичен: «Выгнать и проучить, как следует». Русские войска под командованием генерала Александра Виссарионовича Комарова разбили и оттеснили афганские отряды с британскими советниками. За бой на Кушке А. В. Комаров был награжден золотым оружием, украшенным бриллиантами.

В Англии вновь заговорили о вековой «русской угрозе». И с времен Крымской (Восточной) войны 1853 – 1856 гг. на пьедестал достается известная фальсификация «завещание Петра Великого или план европейского господства», в которой ставилась цель «покорить Персию, дойти до Персидского залива … и достигнуть Индии».

Пограничный инцидент у Кушки грозил вывести российско-британское соперничество на грань полномасштабного вооруженного конфликта. Однако таковое не входило в планы великих держав. Начался этап дипломатического урегулирования границ, завершившийся уже в XX веке.

Четвертый заключительный этап классической «Большой игры» 1885 – 1907 гг. состоял в прежде всего политическом, а не военном противостоянии России и Великобритании. Оно завершилось разграничением сфер влияния согласно англо-русскому соглашению 31 августа 1907 года. Договор, подписанный министром иностранных дел Александром Петровичем Извольским и британским послом Артуром Николсоном, был важен для складывания тройственной Антанты. Согласно заключенному соглашению, Россия признавала протекторат (сферу влияния) Великобритании над Афганистаном.

Таким образом, Афганистан вплоть до начала XX века оставался крайне важным узлом в соперничестве Российской империи и Великобритании за господство в Южной и Центральной Азии (Персия, Туркестан, Афганистан).

Как показала дальнейшая история, русско-британский договор 1907 года стал завершением лишь первого большого цикла «Большой игры». Военно-политические противостояние в Азии вновь обострится после Первой мировой войны. И Афганистан вновь окажется в центре геополитического соперничества великих держав.

 Максим Кокорев