Новости

Что мы сегодня празднуем: Дмитрий Лекух объясняет новый смысл Дня России

Празднику 12 июня здорово повредило в свое время то, что его, именуемого до 2002 года Днем принятия Декларации о государственном суверенитете, слишком долго называли «Днем независимости России».

И, поскольку граждане Российской Федерации, так уж сложилось, в большинстве своем нормальные люди, их интересовал простой и где-то даже банальный вопрос. Если это и правда день независимости, то хотелось бы выяснить, от кого именно.

А то получается, как у незабвенной Фаины Георгиевны: орган тела есть — а слова такого как бы и нет. Непорядок, простите.

Дорогие россияне

В самом деле, можно ли считать реально праздничной датой памятование 12 июня 1990 года, когда на первом Съезде народных депутатов РСФСР была принята та самая Декларация о государственном суверенитете не существующей ныне республики, под чем подразумевалась прежде всего «независимость» от не существующего ныне Союза?

Прямо как в том известном анекдоте: чего ни спросишь — ничего-то у вас нет. Ну, и что тогда праздновать-то?

Тем не менее, 11 июня 1992 года, согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации, 12 июня все-таки стало праздничной датой. А 25 сентября того же года еще и были внесены соответствующие изменения в Кодекс законов о труде (также, кстати, ныне уже не существующий).

И только 12 июня 1998 года, накануне куда более памятного дефолта, тогдашний президент РФ Борис Ельцин в своем праздничном телеобращении к гражданам предложил переименовать невнятный праздник в «День России». Что и было официально закреплено в 2002 году с принятием уже нового Трудового кодекса РФ.

Что мы сегодня празднуем: Дмитрий Лекух объясняет новый смысл Дня России

Что мы сегодня празднуем: Дмитрий Лекух объясняет новый смысл Дня России vlc.ru / Администрация города Владивостока

 

Именно с этого момента, несмотря на явное усиление неприятия распада Советского Союза — включая ельцинскую Декларацию о суверенитете как одну из составляющих этого распада, — праздник стал укореняться в народном сознании. На первом этапе хотя бы на уровне отмечания «праздника выходного дня».

И уже совсем иное значение, куда более серьезное для национального самосознания, этот праздник приобрел в последние годы — в связи с ростом патриотических настроений, после Русской весны и возвращения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.

В этом нет ничего удивительного. Но начнем, пожалуй, издалека.

La Fête Nationale

В прекрасной Франции до сих пор так и не выработано однозначного отношения как к тому, что на самом деле произошло в Париже 14 июля кровавого 1789 года, так и к последующим событиям.

Да, собственно, и не мудрено: даже сам автор знаменитой фразы «К оружью, граждане!», замечательный французский литератор и плохой, признаться, революционер Камиль Демулен то открещивался от этих событий, то ими искренне гордился. Поэтому было бы странно, если бы его соотечественники-потомки относились к взятию Бастилии более однозначно, чем главный герой.

С тех пор во Франции чего только ни происходило: и империя Бонапарта, и реставрация Бурбонов, и «недопесок Наполеон III». И Парижская коммуна, и оккупация, и генерал де Голль, и события студенческих бунтов 1968-го. И даже сегодняшний не совсем внятный Макрон. Да и нынешняя республика числится в la belle France, извините, «Пятой».

Но вот сам праздник — La Fête Nationale, он же  Le Quatorze Juillet, он же День взятия Бастилии — ни у кого из французов сомнений не вызывает: это главный праздничный день Франции. С традиционным уже военным парадом на Елисейских полях, который принимает сам президент Франции, и большим фейерверком на Марсовом поле. Так уж повелось.

При этом утвердился этот праздник в национальном сознании французов, если уж проводить параллели, тоже далеко не сразу. Он был окончательно установлен только 6 июля 1880 года — к тому времени с момента взятия Бастилии столько воды утекло…

Что мы сегодня празднуем: Дмитрий Лекух объясняет новый смысл Дня России

Что мы сегодня празднуем: Дмитрий Лекух объясняет новый смысл Дня России wikipedia.org / Jennifer Boyer / CC BY 2.0

 

День России

Так вот, что касается Дня России, судьба его куда более однозначна. Этот праздник, действительно, довольно быстро прошел путь от недоуменного неприятия через прагматически-нейтральное отношение к постепенному признанию.

После возвращения Крыма и коренных изменений в самосознании граждан праздник 12 июня стал восприниматься, скорее, как символ окончания распада исторической российской территории. Этот распад был остановлен — несмотря на смутные «девяностые», «парад суверенитетов» и трагическую кавказскую бойню.

Да и как его иначе воспринимать тем же крымчанам? Не праздновать же им «независимость» ельцинской России в том числе и от Крыма!

Сегодня народы Российской Федерации уже и на уровне изменения ментальности начинают задумываться не столько о «сохранении территорий», сколько о том, что во всех учебниках истории имеет честь называться «собиранием русских земель». Этого нового исторического тренда сложно не заметить.

Потому и праздник 12 июня все меньше воспринимается как «день независимости не пойми от кого» и все больше — как День России. В конце концов, Россия — есть. Значит и ее День тоже должен быть.

Дмитрий Лекух