Новости

Чтобы «лягушка» общества не сразу ощутила дискомфорт от варения в котле

Подписание Зеленским законопроекта о понижении призывного возраста для мобилизации с 27 до 25 лет неожиданным, безусловно, не было. В конечном счёте данный законопроект был одобрен Радой ещё в мае 2023 года. Почему он не был подписан Зеленским год назад — понятно: в тот период на пике экзальтации были надежды на скорую победу над российскими войсками и желающих получить свой кусочек славы было достаточно. Теперь о победе речь уже не идёт — речь идёт об удержании территории, для чего нужно не меньше, а больше людей, нежели для наступления, особенно с учётом постепенного, но неуклонного продвижения российских войск. А желающих воевать за последний год по понятным причинам сильно поубавилось.

Киевский режим вполне осознаёт свой выход за рамки формальной легитимности. Конечно, это было согласовано с Вашингтоном и Лондоном, но политически двусмысленное и шаткое положение будет диктовать существенно более осторожное поведение. Тем более что сопротивление зверской мобилизации начинает приобретать всё более массовые и агрессивные, хотя пока и не системные формы. Не последнюю роль играет и общественное недовольство поведением элиты, которая в массовом порядке вывезла своих детей за пределы Украины, спасая от мобилизации.

«Коллективный Зеленский», утрачивающий лояльность силовиков, боится спровоцировать массовые протесты, способные толкнуть Запад на принятие окончательного решения о его замене. Но Киев понимает, что должен демонстрировать свою способность к обороне того, что всё ещё остаётся от Украины. Попытки завлечь на Украину иностранные войска, на что в Киеве, похоже, всерьёз рассчитывали, успеха пока не принесли, а от США была получена довольно откровенная отповедь.

Расширять круг мобилизуемых Киеву придётся, но так, чтобы «лягушка» украинского общества не сразу ощутила дискомфорт от варения в котле перманентной мобилизации.

Поэтому и был выбран относительно щадящий вариант завинчивания «мобилизационных гаек», в реальности не слишком много дающий для наращивания численности ВСУ. Но обратим внимание на другие действия, которые шли с понижением призывного возраста в одном пакете:

• необходимость для «ограниченно годных» проходить медицинскую комиссию раз в девять месяцев;

• принятый ещё в январе, но также подписанный только сейчас закон о едином электронном реестре военнообязанных.

На подходе и законопроекты, обязывающие мужчин носить с собой постоянно военный билет и встать на воинский учёт с 18 лет. Приходят сообщения, что хозяев отелей — особенно в западной части Украины — обязывают сообщать властям данные о постояльцах призывного возраста.

Происходящее можно назвать «инвентаризацией мобилизационного потенциала» и апробацией механизмов контроля над его передвижением.

Причём Киев уже не скован необходимостью следовать даже псевдодемократическим процедурам.

Обратим внимание и ещё на один момент: для Киева новым магическим периодом становится конец 2024 — начало 2025 года, расчёт делается на то, что именно тогда решатся проблемы с поставками вооружения и военной техники из США. Этот период, естественно, совпадает с окончанием американского избирательного цикла. Киев надеется на победу Джо Байдена и восстановление прежнего уровня взаимодействия с Вашингтоном.

И чтобы продемонстрировать свою нужность и дееспособность, и держится в рукаве козырь: принятие подготовленного, но не прошедшего Раду законопроекта о понижении возраста мобилизации до 18 лет.

Тем более что потенциальный призывной контингент будет уже инвентаризирован и поставлен под контроль. Обратим внимание на усилившуюся идеологическую накачку и допризывную военную подготовку молодёжи от 16 до 20 лет, которая и готовится в качестве основы новой — уже пятой — волны мобилизации. На её базе киевский режим и планирует создать новую армию, предложив её Западу в качестве оружия против России.

Если, конечно, режим в Киеве доживёт до конца 2024 года.

Дмитрий Евстафьев