Новости

Эмбарго по-латвийски: о зерновой шизофрении обитателей Рижского взморья

В Латвии запретили импорт сельхозпродукции из России и Белоруссии, в Литве и Польше предлагают закрыть и её транзит

С учётом ужесточения транзитных санкций Литвы в отношении Калининградского региона РФ, похоже, в Латвии решили «захватить» экспортный транзит российского зерна. Симптоматично, что под давлением Брюсселя Рига решила-таки на днях запретить ввоз всей российской (и белорусской) сельхозпродукции, несмотря на то что такой запрет приведет, согласно официальным же латвийским данным, к весомым убыткам для страны. Однако марионеточные власти Риги тщетно рассчитывают на то, что доходы от транзита зерновых скомпенсируют такие убытки…

Сейм Латвии 22 февраля с. г. утвердил в окончательном чтении поправки к закону «О сельском хозяйстве и развитии сельских территорий», запрещающие импорт сельскохозяйственной продукции из России и Белоруссии. Отныне ввоз в прибалтийскую страну российской и белорусской сельхозпродукции, включая кормовую, запрещается, равно как и ввоз той же продукции РФ и Белоруссии из третьих стран. Предполагается, что запрет будет действовать до 1 июля 2025 года включительно и может быть продлён. Продовольственно-ветеринарная служба Латвии объявлена головной структурой в контроле за вводимым эмбарго.

Между тем в прошлом году импорт зерновых продуктов из РФ, по официальным латвийским данным, составил почти 424 тыс. тонн, что рекордно – почти на 60% больше, чем в 2022 году. Их стоимость составила 89,008 млн евро (рост на 11,7%). Кроме того, поступило из РФ 294,844 тыс. тонн кукурузы, 53,243 тыс. тонн ржи, 74,64 тыс. тонн пшеницы и смеси пшеницы и ржи, 986 тонн тритикале и 20 тонн ячменя. По сравнению с 2022 годом импорт кукурузы увеличился вдвое, ржи – на 61,5%, в то время как импорт пшеницы и смеси пшеницы и ржи снизился на 10,2%, а тритикале – на 87,9%. Ячмень в 2022 году не импортировался. 

По итогам 2023 года Латвия занимала менее 0,9% в российском агроэкспорте (385 млн. долл. из 43,1 млрд. долл.), однако для неё это составляет 7% от всего импорта, следует из расчетов РИА «Новости». В то же время эта небольшая страна заняла второе место в Европейском союзе – после Испании – по зерновому импорту из России. Российские же поставки обеспечили свыше 70% внутреннего спроса Латвии за зерновую продукцию. А согласно докладу министерства земледелия, страны Европейского союза (ЕС) в прошлом году импортировали из РФ сельскохозяйственную и продовольственную продукцию на общую сумму 2,7 млрд. евро, причём на Латвию пришлось 13% этого объема (первое место).

Конечно, российскую долю на латвийском зерновом рынке теоретически можно заменить импортом из Франции, Северной Америки, из некоторых стран Восточной Европы, но эти поставки, по оценкам местных экспертов, обойдутся как минимум на 20% дороже в сравнении с зерновым импортом из России. 

В то же время транзит российских зерновых на экспорт через латвийские железные дороги и порты Рига запрещать не собирается. Если верить тому же докладу, в 2023 г. через Латвию из РФ ввезены сельскохозяйственные и продовольственные продукты на сумму 355 млн. евро. Доходы же от транзита этой российской продукции достигли почти 100 млн. долл. Чем это не подспорье для латвийского госбюджета, для железнодорожных и портовых доходов Латвии? Последнее тем более важно, поскольку транзит через Латвию всех других внешнеторговых грузов РФ только за прошлый год упал более чем на 60%, в том числе нефти и нефтепродуктов – почти на 90 %, химических удобрений – на 70 %. Между тем в период с 1990-х до начала 2010-х гг. именно российский транзит обеспечивал от 15 до 20% ежегодных доходов латвийского госбюджета, свыше половины суммарного грузооборота портов и железных дорог прибалтийской страны. 

В столь специфической ситуации попытаться сохранить и даже «приумножить» транзит российских зерновых, что называется, самое время. Как заявил министр земледелия Арманд Краузе, зерновые и другие сельхозгрузы из России (и Белоруссии) не будет разрешено ввозить в Латвию, но в то же самое время «мы не имеем права ограничивать возможности компаний других стран ЕС транспортировать российское зерно через Латвию в свои и другие пункты назначения». По прогнозам чиновника, в случае запрета на перевалку в Латвии зерновых из РФ (а их объем в текущем году прогнозируется в 4 млн. тонн) доходы портов сократятся на 60 млн. евро, а железных дорог – до 45 млн. евро. Проще говоря, себе дороже… 

Латвийский бизнес вторит министру, опасаясь что запрет транзитных перевозок российского зерна нанесет весомый ущерб стране, оцениваемый по меньшей мере в 100 млн. евро в год. Ибо за счёт лишь немногочисленных местных грузов портовую и железнодорожную инфраструктуру поддерживать уже невозможно. Только в прошлом году в Латвии ввиду резкого сокращения российского (и белорусского) транзита грузооборот портов упал на 20%, а грузоперевозки по железной дороге рухнули почти на треть.

В этой связи, как ему, возможно, кажется, весьма прагматичен Владислав Шафранский, глава правления Ventspils Grain Terminal в латвийском порту Вентспилс (это один из крупнейших на Балтике зерно-экспортных терминалов): «Лучше пусть мы, Латвия, заработаем транзитные деньги». Тем более что через порты Латвии «российское зерно перенаправляется в том числе и в страны Центральной Африки». Вопрос только в том, получится ли эти деньги заработать в условиях текущей конфронтации, тем более что, по мнению президента Эдгара Ринкевича, принципы для латвийских предпринимателей важнее денег, а потому они должны быть готовыми разориться с единственной целью – насолить «восточному соседу». Да и бдительные соседи тут как тут: в ходе открывающейся 10 марта очередной сессии литовский сейм будет ходатайствовать в Еврокомиссии о запрете на импорт и транзит российского зерна в страны ЕС, рассказал председатель комитета по делам деревни Викторас Пранцкетис: «Предлагаю комитету по сельским делам уже сейчас одобрить это предложение, чтобы мы инициировали резолюцию обращения. С этой резолюцией можно обратиться и в Еврокомиссию, и отдельно в Сейм Латвии, чтобы они тоже запретили транзит». Ровно в том же направлении двигаются ясновельможные паны «Речи Посполитой» из правительства Дональда Туска. 

Официальное обоснование всего этого безумия – «обеспечение безопасности сельскохозяйственного рынка Польши и Европы», а также смягчение негативного воздействия на сельскохозяйственную отрасль «зелёной повестки» – выглядит тем более смехотворно на фоне непрекращающихся акций фермеров во многих европейских странах, выступающих против ввозимого с территории бывшей Украинской ССР «беспошлинного» зерна. 

Возвращаясь же к обитателям Рижского взморья, отметим, что рукотворная дестабилизация как европейского, так и местного продовольственного рынка подводит к мысли о том, что упомянутый прогноз латвийского министра относительно 4 млн. тонн транзита зерновых из РФ в 2024 г. напоминает несбыточные мечтания. Хотя бы потому, что с начала 2020-х гг. увеличиваются мощности большинства морских портов России, в том числе для того, чтобы основная часть российского экспорта зерновых уже с 2024 года осуществлялась через российские же порты. Так, в 2023 г. Ленинградская область на 58% увеличила экспорт рыбы и морепродуктов, масложировой и зерновой продукции. Чем дальше, тем больше Латвия и её некогда построенные советской властью порты будут смещаться на периферию регионального продовольственного транзита, стоящего перед серьёзными вызовами в условиях развязанной Западом конфронтации.

Фото: logirus.ru

ДМИТРИЙ НЕФЁДОВ