Новости

Если вам Бандера отец, то что для вас Церковь?

В Ивано-Франковске «священники» ПЦУ провели «панихиду» по униату Степану Бандере, а затем спели песню «Батько наш Бандера». Что означает это событие?

Обычно раскольники и их почитатели обижаются на замечания, что они на место Бога ставят нацию и ее вождей, называют подобные слова манипуляциями, очернением патриотов и «кремлевской пропагандой». И, возможно, они искренне так думают. Но давайте обратимся к простым фактам.

В Ивано-Франковске «духовенство» ПЦУ на торжественном мероприятии у памятника Бандере, посвященному дню его рождения, совершили «панихиду» по вождю (который был, кстати, не православным, а униатом) а затем исполнили песню «Батько наш Бандера, Україна – мати». Репортаж о событии в своем Фейсбук разместил мэр города Руслан Марцинкив.

Мнение среднестатистического «патриота» об акции в Ивано-Франковске предугадать не сложно: «священники» ПЦУ любят свою Родину и потому поют песню про человека, который сражался за ее свободу. Что тут странного?

И действительно, с точки зрения националиста ничего странного в этом событии нет – священники тоже должны любить свою землю и уважать героев, которые за нее боролись. Но должны ли пастыри при этом публично провозглашать отцом не Бога, а человека, к тому же весьма сомнительных христианских достоинств?

Точнее всего этот вопрос сформулировала одна из читательниц, прокомментировавшая в Фейсбук мэра Ивано-Франковска это событие: «А я думала, что ваш батько – Отець, що на небесах?!»

Скриншот комментария под публикацией Марцинкива в Фейсбук о праздновании дня рождения Степана Бандеры

Новость о выступлении в Ивано-Франковске вызвала в Сети широкий резонанс, потому давайте проанализируем саму песню, и что означает ее исполнение «священниками» структуры Думенко.

О чем поется в песне?

«Духовенство» ПЦУ исполнило песню про повстанца, который вдохновляясь именем Бандеры боролся с «москалями» и геройски погиб. История главного героя, который лежит под дубом «без левой ноги и правой руки», прерывается рефреном «Отец наш – Бандера, Украина – мать, Мы за Украину будем воевать!»

Безусловно, текст песни не обязан следовать исторической правде, но он несет мощный воспитательный и идеологический заряд, который используется сегодня, чтобы вызвать «патриотические» эмоции и воздействовать «должным» образом на нас, современных украинцев. Основные тезисы песни следующие: отец для украинца – Бандера, мать – Украина, «москали» – плохие, и их нужно бить. Думается, именно поэтому члены ПЦУ, позиционирующие себя самыми патриотичными патриотами, и исполнили это произведение. 

В самом же тексте песни есть ряд тезисов, которые не могут не вызывать вопросов.

  1. В песне говорится, что украинцы враждовали с русскими: «А ми з москалями та й не в згоді жили».

Обычно повстанцами называют членов ОУН-УПА, которые с 1944 по 1956 годы вели на территории Западной Украины партизанскую войну с советской властью. Уже по тому, где происходили эти действия несложно сделать вывод, что москалей (так националисты называют русских) там не было. А если и были, то в слишком незначительном количестве, чтобы их отдельно упоминать. То есть, повстанцы «не в согласии жили» не с москалями, а теми украинцами, кто был лоялен советской власти. И большей частью это были не члены НКВД, воевавшие с УПА, а обычные селяне, которые просто хотели спокойно жить, а не сражаться с «советами». По данным историков в 1944-1953 гг. члены УПА убили всего 30676 человек. Из них большая часть – мирное население Западной Украины: колхозники и селяне – 15355; рабочие – 676; представители интеллигенции – 1931 (включая 50 священников); дети, старики, домохозяйки – 860. Всего – 18822 смерти гражданского населения, на которые патриотов вдохновили «отец наш Бандера и Украина мать».

  1. В песне говорится про некий бой, который, очевидно, произошел на праздник Петра и Павла: «…На самого Петра у бій ми вступили. Москалі тікали, аж лапті губили, а наші за ними постріли били».

История не сообщает нам о выдающихся победах повстанческих отрядов над «москалями», только большое количество мелких партизанских набегов. Но упоминание Петра (очевидно, имеется ввиду празднование памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля по новому стилю) заставляет вспомнить, что в 1944 году (13-22 июля) действительно произошло крупное военное сражение, в котором могли участвовать повстанцы. Только вот не УПА, а дивизии вермахта СС «Галичина». Это сражение – битва под Бродами между 13-м корпусом 4-й танковой армии вермахта, в состав которого входила дивизия СС «Галичина», и советскими войсками 1-го Украинского фронта. Сражение закончилось разгромом дивизии, после чего часть «галичан» присоединилась к УПА. И суть не в том, что текст повстанческой песни расходится с исторической правдой (условные лапти теряли не «москали»). И даже не в том, что в составе 1-го Украинского фронта было множество этнических украинцев, которых эсесовцы «Галичины» «били» в составе нацистской армии. Важно, что в этом видят героизм «священники» ПЦУ и предлагают его своим верующим в качестве примера для подражания.

Кто для христиан отец?

Украинцы любят и умеют петь. Кто из нас после надцатой рюмки не затягивал какую-нибудь песню, не особо задумываясь над ее содержанием? Таких не так много. Но тут есть нюанс – если подобное пение и происходит – то обычно на отдыхе и в тесном кругу.

Если же «священники» поют такую песню в облачениях, еще и сразу после «панихиды», то они очевидно выражают позицию своей «Церкви». Другими словами, отношение к Бандере как отцу – официальная позиция ПЦУ.

Но надо ли говорить, кого в истинной Церкви называют Отцом? Вспомним слова Спасителя: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23:9-10). Да, в Церкви словом «отец» называют не только Бога. Кроме обычного обращения к священнослужителю, называют словом «отец» особо почитаемых пастырей. Например, почившего Митрополита Амфилохия (Радовича) называли «отцом православной Черногории». Есть выражение «духовный отец» по отношению к наставнику, которому православный христианин исповедуется и поверяет свои духовные проблемы.

И, конечно, верующие с любовью обращаются «отец» к людям, которых Церковь причислила к лику святых. Мы знаем, что святые отцы находятся у Престола Божьего и их молитва имеет особую силу.

Но все христиане – и пастыри, и духовники, и святые стремятся подражать Отцу Небесному.

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), – говорит нам Христос. И ведь это не просто слова, это – ориентир для нас, христиан. В этих словах – побудительный глагол – «будьте». Мы смотрим на совершенство Отца Небесного и сами стремимся стать совершеннее. И это естественно – брать пример с Того, на Кого хочешь быть похожим.

Маленькие дети очень быстро перенимают привычки своих родителей. Они просто смотрят – и повторяют. И в плохом, и в хорошем.

Взрослые от детей ничем принципиально не отличаются, они так же ищут себе пример для подражания. И если ориентир для нас – Отец Небесный, то у нас есть стимул приблизиться к Его совершенству. А если ориентир другой?

Есть в Священном Писании совсем другое упоминание слова «отец». Христос, обращаясь к фарисеям говорит им: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин 8:43-44).

ПЦУ предлагает нам в роли «отца» Степана Бандеру, предлагает его верующим в качестве духовного ориентира. Нам могут возразить – мол, никто из «священников» об этом прямо не заявлял. Но они и не обязаны. Если они проводят богослужение, а потом в священнических облачениях поют «отец наш Бандера» – этого вполне достаточно. Кроме того, не так давно глава ПЦУ Сергей Думенко заявлял, что Бандера – «гений нациосозидательного духа», и он горд, когда его, и членов его структуры называют бандеровцами.

Может ли Бандера служить нравственным ориентиром для христианина?

Личность Степана Бандеры очень противоречива для современной Украины. Еще недавно отношение к Бандере было преимущественно отрицательным из-за сотрудничества с нацистами и террористической деятельности ОУН по отношению к гражданскому населению. После Евромайдана все изменилось – сейчас его позиционируют борцом за независимость Украины и пытаются сделать национальным героем. Но мы не будем оценивать личность Бандеры с точки зрения его политической деятельности. Нас интересует каким он был христианином.

Отцом Степана Бандеры был униатский священник. В 30-х годах ХХ века на территории Западной Украины (тогда это была Польша) он организовывает ряд террористических актов, проще говоря, – убийств видных государственных деятелей Польши. На Варшавском процессе по поводу резонансного убийства министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого прокурор заявил Бандере, что террористическая деятельность ОУН «противоречит основам христианской морали», что, впрочем, вождя ОУН особо не впечатлило.

В 1940-1941 годах, во время раскола националистов на ОУН Бандеры и ОУН Мельника Степан Бандера отдает приказы на уничтожение сотен побратимов-«мельниковцев».

Но пожалуй самый неоднозначный факт биографии Бандеры – сотрудничество с немецкими нацистами. Весной 1941 года ОУН Бандеры создала на территории Польши Украинский легион в составе нацистских батальонов «Нахтигаль» и «Роланд» общей численностью 800 человек. Именно их обвиняют в массовых еврейских погромах во Львове и других городах Украины при наступлении фашистов на СССР. Позже нацисты объединили «Нахтигаль» и «Роланд» в 201-й охранный батальон и отправили уничтожать белорусских партизан, а заодно – и нелояльное к Германии местное население. В этом обвинил «бандеровцев» президент Беларуси Александр Лукашенко. 

Сейчас в Украине принято считать, что Степан Бандера не сотрудничал с нацистской Германией, а чуть ли не боролся с ней.

Обычно громче всего об этом говорят 1 января, во время киевского факельного шествия в честь дня рождения вождя. Хотя внешне шествие до боли напоминает факельные марши нацистской Германии.

"Священники" УПЦ КП (теперь ПЦУ) возглавляют "бандеровское" факельное шествие, 2014 год

Последнее шествие, состоявшееся 1 января 2020 года, жестко осудил посол Израиля в Украине Джоэль Лион, который назвал Степана Бандеру «пособником нацистского режима».

Можно по-разному относиться к Бандере-политику, но может ли он быть «отцом» для христианина? Учил ли он заповедям Христовым? Учил ли любить врагов, благословлять проклинающих и делать добро творящим напасти? Совсем нет.

Может Степан Бандера учил любви? Нет, он учил ненавидеть и убивать несогласных с его идеями.

С таким багажем есть очень серьезные сомнения, что Степан после смерти стал по правую руку Спасителя, не говоря уже о том, чтобы быть нравственным и духовным ориентиром для христиан.

Тогда почему Сергей Думенко считает Бандеру «национальным гением» и горд быть бандеровцем? Почему его «священники» называют Бандеру «отцом»?

Кому Бандера не отец, тому Украина – не мать?

Несмотря на то, что «Батько наш Бандера» – всего лишь песня, ее рефрен «Батько наш Бандера, Україна – мати» является идеологическим знаменем современной Украины. Отношение к личности Степана Бандеры навязывается именно в такой связке и является тестом на «патриотичность» наряду с пресловутым «чей Крым?». Украинцам внушается, что если они не считают Бандеру национальным героем, то и Украину они полноценно любить не могут. Говоря проще, если для тебя Бандера не отец – то ты и не настоящий украинец.

Но если ты не просто украинец, а православный христианин?

А христианин просто не может не обратить внимания, что рефрен «Батько наш Бандера, Україна – мати» – это искаженная калька известных слов священномученика Киприана Карфагенского «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». В действительности святой сказал немного иначе: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Но применительно к украинским раскольникам эта формулировка звучит даже ярче – человек, который отошел от Церкви уже не считает Отцом Бога, а потому вынужден искать Ему замену.

И мы видим, как работает эта замена в реальности. Почему «иерархи» и «священники» ПЦУ учат свою паству отбирать храмы у верующих УПЦ, ломать двери ломами, срезать их болгарками? Почему учат «молитве» с кастетами и битами? Почему учат не любить, а ненавидеть своего ближнего? Да все потому же – хотя они и произносят вслух церковные молитвы, но в сердце там «Батько наш Бандера». Потому что Степан, и другие националистические вожди учили не любить, а ненавидеть: поляков, русских, «неправильных» украинцев, большевиков и т.д. А ненависть, какой бы «патриотической» она ни была, не может приблизить человека к Богу.

И если наши заблудшие братья сейчас этого не поймут, потом может быть поздно.

Ярослав Нивкин