Новости

«Непокорный Техас»: США на пороге гражданской войны или Байден придумал, как вышибить Трампа из предвыборной гонки?

То, что произойдёт нечто подобное, вполне можно было вообразить (по крайней мере, это без проблем укладывается в логику тех процессов, что идут в США). В ноябре-декабре текущего года, то есть аккурат после президентских выборов, если бы, несмотря ни на что, победил действующий президент Джо Байден.

Как-то плохо верится, что его соперник, бывший американский президент Дональд Трамп, прекрасно понимая, что это его последний шанс вновь занять хозяйское кресло в Белом доме, принял бы поражение покорно и смиренно (вспомним штурм Капитолия в начале 21-го, который едва не перерос в гражданскую войну между сторонниками Трампа, условно республиканцами и демократами). Но сейчас – за девять месяцев до выборов?!

Да, действительно, это выглядит определённо странновато. Даже подозрительно. Но – обо всём по порядку.

Итак, камнем преткновения стал миграционный вопрос, обострившийся за последние годы донельзя: количество мигрантов, прущих в США из Мексики, перевалило все разумные и неразумные пределы. Понятно, что наиболее с этой точки зрения пострадавшими стали те штаты, что граничат с Мексикой, среди которых оказался и Техас.

А с Техасом, как известно, шутки плохи. Там люди горячие, отлично помнящие своё прошлое: что некогда – и это главное отличие Техаса от прочих штатов – он являлся независимым государством, отделившимся в ходе кровопролитной войны от Мексики ещё в XVIII веке (и до сих пор там периодически раздаются голоса за отделение от Америки: так, буквально на днях лидер движения «Тексит» Дэниел Миллер высказал мнение, которое приводит Newsweek, что «траектория, по которой движется федеральное правительство, траектория, по которой движется Техас – мы движемся в этом направлении… Думаю, что через 30 лет Техас станет независимым государством»).

Так вот, на прошлой неделе губернатор Техаса Грег Эбботт дал отмашку на строительство стены из колючей проволоки на границе с Мексикой. Ну чтоб хоть как-то притормозить распоясавшихся нелегалов.

В Вашингтоне этой наглостью губернатора сильно возмутились (впрочем, их тоже можно понять: кому понравится такое самоуправство?!) и, как подобает в демократическом государстве, обратились в Верховный суд, который, в свою очередь, разрешил федеральным властям эту стену демонтировать.

Но вот Эбботт с таким решением не согласился и отдал приказ национальной гвардии и дальше возводить стену, не подпуская к ней федеральных пограничников. По сути, пойдя против Белого дома.

В интервью Bloomberg Television Эббот заявил: «Техас имеет конституционные полномочия делать именно то, что делаем мы, потому что авторы Конституции знали, что будут времена, когда федеральное правительство не будет выполнять свою работу, а штаты будут иметь право на самооборону».

И, точно раззадоривая/провоцируя Вашингтон, добавил: «Сейчас мы добавляем больше колючей проволоки, чтобы убедиться, что мы делаем ещё больше для обеспечения безопасности границы».

В ответ федеральные власти дали не в меру самостоятельному губернатору время до пятницы, чтобы его нацгвардейцы разобрали стену.

Но Эбботт плевать хотел на приказы/призывы федеральных властей. По его мнению, это не он нарушает закон, но глава государства: «Президент Байден отказался обеспечить соблюдение законов и даже нарушил их», – заявил он в ответ на ультиматум Белого дома.

А с другой стороны, чего ему бояться? Эбботта поддержали аж 25 штатов, в которых заправляют республиканцы, включая губернатора Флориды Рона Десантиса, сошедшего с праймериз в пользу Трампа:

Если бы Конституция действительно сделала штаты бессильными защитить себя от вторжения, она бы вообще не была ратифицирована, и Техас никогда бы не присоединился к союзу, когда это произошло. Техас соблюдает закон, в то время как Байден его игнорирует,

– заявил бывший кандидат в президенты в своём видеообращении.

Предсказуемо непокорных техасцев поддержал и сам Трамп, призвав присоединиться к Техасу и все остальные штаты.

Более того: 10 из этих 25 штатов даже подсобили Техасу с силами сопротивления на случай, если Белый дом решится на вооружённый конфликт: «На данный момент около 10 штатов направили Национальную гвардию или другие правоохранительные органы к нам в помощь. Теперь они объединились с нами, и это борьба за будущее Америки», – рассказал Эбботт в интервью Такеру Карлсону.

И судя по всему, техасский губернатор готов стоять до конца: «Всё, что мы можем сделать, – это быть максимально подготовленными, задействовать как можно больше людей, сделать всё возможное, чтобы установить больше пограничных барьеров и запретить незаконный въезд. Мы усердно работаем независимо от того, что делает администрация Байдена», – так Эббот ответил на вопрос Карлсона о том, что он будет делать, если федеральные власти пойдут на обострение.

И это, пожалуй, главная интрига. Покамест Белый дом пытается разрешить ситуацию мирным путём: «Если вы серьёзно относитесь к пограничному кризису, примите двухпартийный законопроект, и я его подпишу», – заявил Байден, пытаясь одним выстрелом убить сразу двух зайцев: решить «техасский кризис» и протащить законопроект о выделении Украине военной помощи на более чем 60 млрд долларов.

Учитывая крайне непростую ситуацию с пакетом военной помощи Незалежной (республиканцы уже трижды прокатывали законопроект в Конгрессе), ход со стороны Байдена не такой уж и глупый.

В качестве безальтернативного обоснования, зачем ему нужен этот законопроект, Байден, дабы не заострять внимание на Украине, подчеркнул, что без него ему с потоком нелегалов не разобраться: не хватает полномочий.

Но республиканцы, похоже, на эту уловку всё же не клюнут. Как заявил председатель палаты представителей Майк Джонсон, полномочий у Байдена хватает:

Президент должен начать с использования широких юридических полномочий, которыми он уже обладает, чтобы восстановить суверенитет нашей страны и положить конец массовому пропуску нелегальных иностранцев в нашу страну,

– отметил он.

Кроме того, Джонсон категорично заявил, что тот законопроект, который Байден готов подписать, не устраивает республиканцев, и в палате представителей он однозначно не пройдёт, даже если его одобрят в Сенате. «Находящееся на рассмотрении предложение Сената прямо разрешает до 150 000 незаконных переходов каждый месяц (1,8 миллиона в год), прежде чем можно будет использовать какие-либо новые полномочия по «закрытию». К этому моменту Америка уже будет сдана», – подытожил спикер.

Сильные слова, но за ними, как это всегда и происходит в политике, стоит немного иное. Дело в том, что борьбу с нелегалами в команде Трампа, как пишет The Financial Times, решили сделать ядром его предвыборной кампании, а значит, тот законопроект, который пытается пропихнуть администрация Байдена, не будет одобрен ни за что и никогда. Ни на какие компромиссы республиканцы не пойдут. Как сообщает CNN, «учитывая власть сторонников Трампа в палате представителей и давление, которое Трамп оказывает на Джонсона, практически невозможно увидеть путь к компромиссу через Конгресс». «Трамп призывает республиканцев отказаться от соглашения отчасти потому, что хочет провести кампанию по этому вопросу в ноябре 2024 года и не желает, чтобы Джо Байден одержал победу в области, где он политически уязвим», – говорят анонимные собеседники телеканала. Что, впрочем, подтверждает и сам бывший президент: «Нам нужна сильная, мощная и, по сути, «идеальная» граница, и если мы не получим её, нам лучше не заключать сделку, даже если это вынудит нашу страну временно «закрыться» на некоторое время», – написал он в своей соцсети Truth Social.

Так что, как говорится, оставь надежду, всяк сюда входящий. Наоборот, с приходом к власти Трампа (если такое, конечно, случится, вероятность чего весьма значительная) миграционная политика будет ужесточена до предела: «Через несколько мгновений после моей инаугурации мы начнём крупнейшую операцию по внутренней депортации в американской истории. Мы не имеем выбора, потому что это невозможно больше так терпеть», – заявил Трамп.

Кстати, не будем забывать, что он обещал ещё до инаугурации положить конец российско-украинскому конфликту. И не исключено, что это у него получится: без американской помощи Незалежная обречена.

Европа одна не справится на том уровне, на котором Украина получала до этого поддержку. Ни оружием, ни финансово,

– сказал украинский президент Владимир Зеленский в интервью немецкому телеканалу ARD, попутно добавив, что ситуация с новым пакетом помощи на 24-й год уже оказывает негативное влияние на европейских лидеров. Если эта проблема не будет решена, а России удастся сдвинуть линию фронта в сторону Киева, то, по его мнению, среди стран Европы и НАТО может произойти раскол, вполне могущий обернуться «новым разделом мира».

И тут Зеленский прав: действительно, у Европы элементарно не хватит производственных мощностей, чтобы удовлетворить потребности Украины, а ставить свою экономику на «военные рельсы», как это в некотором роде сделала РФ (6% от ВВП на военные нужды – это очень серьёзный показатель), ни одна из европейских держав не будет. Поэтому раскол неминуем. А следом да, может произойти и «новый раздел мира», так как не исключено, что ряд стран двинется по направлению восстановления отношений с Россией, что нарушит сложившийся статус-кво и в конечном счёте приведёт к серьёзным, если не тектоническим сдвигам в геополитическом плане.

Но вернёмся к «техасскому кризису»: что будет делать Байден? Положение и вправду архисложное. Если он промолчит, пойдёт на попятную, выдав Техасу мандат на сооружение стены, то это неминуемо уронит его и без того падающие шансы на президентских выборах (в принципе, тогда можно даже не выставлять свою кандидатуру). Если дать «добро» федеральным войскам на вмешательство, то это приведёт к гражданской войне в той или иной её форме (да-да, ещё до президентских выборов, чтоб не тянуть до оных!).

А может быть, Байден этого и добивается, исходя из того, что вероятность проигрыша куда выше победы? А так – если начнутся столкновения – можно будет обвинить губернаторов-республиканцев в превышении полномочий и неподчинении федеральному правительству, по сути, в мятеже, а Трампа – в подстрекательстве к неисполнению решения Верховного суда и вооружённому противодействию законной власти, а то и вообще в попытке госпереворота. То есть повторить схему, которая была реализована перед предыдущими выборами, когда по всей Америке прокатилась волна, точнее, цунами BLM, снося всё на своём пути и добравшись даже до Европы. Разумеется, если удастся совладать с мятежниками, что вполне вероятно, так как армия будет на стороне президента. Вернее, если будет на стороне президента. А если нет? Тогда у нас будут два США и новая бойня между ними, как два столетия назад?

В общем, ну и задали республиканцы задачку Белому дому: куда ни шагни – встанешь аккурат на мину. Или есть ещё вариант с тем, чтобы не делать вообще никаких движений, застыть аки памятник в надежде, что всё разрешится само собой. И снова же: а если нет? Тут тоже может рвануть. Или у президентской администрации всё-таки припрятан какой-то козырь в рукаве, и наоборот, именно администрация Байдена задала задачку республиканцам, которую они решают строго в соответствии со сценарием демократов? Что ж, скоро узнаем.

Алексей Мошков