Новости

Полюбовная сделка в банановой республике

Сын Джо Байдена Хантер признал себя виновным. Если поставить точку после слова «виновным», можно подумать, что произошло невероятное: впервые в истории закон поднял свою тяжёлую руку на сына действующего президента. Но стоит немного разобраться, и становится ясно: тяжёлая рука поднялась, грозно вознеслась над головой Хантера… а потом опустилась, легонько потрепав его по загривку.

Дело в том, что Хантер Байден признал себя виновным по двум эпизодам правонарушений, связанных с уплатой налогов, и в одном, связанном с хранением оружия. Предположительно, он солгал, заполняя анкету по форме 4473, необходимую для покупки оружия: заявил, что не имеет проблем с наркотиками. А проблемы были — и серьёзные: сообщалось, что Хантер не только принимал наркотики, но и продавал их. Что же касается налогов, то, вероятнее всего, Хантер не платил их с доходов, полученных за пределами США, например в той же украинской компании Burisma.

Признание Хантером вины по этим довольно несерьёзным пунктам обвинения означает, что он пошёл на сделку со следствием. Сделки подобного рода в США называют «полюбовными» (sweetheart deal). Байден-младший признает себя виновным в мелких налоговых правонарушениях, а затем полностью избежит судебного преследования по обвинению в незаконном хранении оружия — при условии, что пообещает судье хорошо себя вести в будущем. «Такую сделку любой обвиняемый, против которого у федералов есть улики, как в случае с Хантером, посчитал бы подарком», — пишет главный редактор Jewish News Syndicate Джонатан Тобин.

Но даже это не так важно. Самым главным результатом «полюбовной сделки» является прекращение расследования Минюстом тёмных делишек президентского отпрыска, которое федеральные прокуроры ведут аж с 2018 года.

«Минюст прижал Хантера по этим обвинениям много лет назад. Почему они ждали годы, чтобы сделать это только для того, чтобы дать Хантеру пощёчину без тюремного срока? Потому что продажный Минюст пытается предотвратить дальнейшее расследование того, как они пытались заставить исчезнуть расследование о взятках Хантера. Здесь никого не обманешь», — пишет один из основателей сайта Federalist, Шон Дэвис.

Нельзя сказать, что хитрый финт американской Фемиды стал неожиданностью. Экс-президент США Дональд Трамп ещё пару недель назад предсказывал, что Хантеру будет предъявлено какое-нибудь незначительное обвинение для отвода глаз. «Они — партия дезинформации! — написал он 6 июня в своей соцсети Truth Social. — Они как-нибудь по-мелкому накажут Хантера, чтобы их удар по мне выглядел «справедливым». В этих фашистах нет ничего справедливого или честного».

Трамп попал в точку. Маниакальное желание демократов во что бы то ни стало засадить его за решётку или как минимум лишить возможности участвовать в президентской гонке — 2024 привело к тому, что Минюст США устроил на бывшего хозяина Белого дома настоящую загонную охоту. В Нью-Йорке «соросовский»* судья Элвин Брегг пытается прижать Трампа по делу о выплаченных порнозвезде Сторми Дэниелс миллионах за её молчание. Во Флориде прокурор Джек Смит с лицом фанатика-пуританина грозит Трампу тюремным сроком длиной 400 лет за нарушение правил хранения секретных документов. В Джорджии собирают Большое жюри для расследования пресловутого звонка экс-президента госсекретарю штата, когда он якобы требовал найти недостающие 11 тыс. голосов для победы на выборах 2020 года. Ну и наконец, в Вашингтоне готовятся предъявить ему самые «убойные» обвинения по «делу 6 января» — бывший генпрокурор США Уильям Барр недавно предположил, что, скорее всего, Трамп предстанет перед судом в связи с беспорядками в Капитолии уже этим летом.

Но эта травля экс-президента имеет неожиданный и совсем нежелательный для демократов эффект. 

Мало того что с каждым новым судебным процессом против Трампа его популярность растёт, а отрыв от соперников увеличивается (в Республиканской партии за него готовы проголосовать 59% избирателей, в то время как за губернатора Флориды Рона Десантиса, его ближайшего конкурента, — только 14%). А в общенациональном опросе Трамп уверенно обходит Джо Байдена — 45% против 39%. Но это ещё не всё. Демократов тревожит, что в американском обществе стремительно падает доверие к институтам государства — то, на чём держалась и чем гордилась Америка. И происходит это благодаря тому, что и Минюст, и ФБР превратились в оружие администрации Байдена, которое хозяин Белого дома и стоящий за ним либеральный истеблишмент используют против своих политических противников.

«Как и в большинстве развивающихся стран, безопаснее быть сыном президента, чем его противником», — иронизирует Такер Карлсон в свежем эпизоде своего шоу. Всё чаще в выступлениях комментаторов звучит уничижительный термин «банановая республика» — раньше в США так называли насквозь пронизанные коррупцией латиноамериканские государства, где в помине не было ни верховенства закона, ни демократических процедур. Но теперь банановой республикой — пусть и с горькой иронией — называют сами Штаты. Потому что то, что происходит с юридической системой США, вполне органично смотрелось бы где-нибудь в Гватемале или Колумбии, но не в цитадели западной демократии, гордо именующей себя Градом на холме.

«Сможет ли предъявление обвинения сыну нынешнего президента убедить Трампа и его сторонников в справедливости системы правосудия?» — беспокоилась несколько дней назад — ещё до того, как стало известно, что Хантер признал себя виновным, — газета The Washington Post.

По мнению одного из экспертов, декана юридического колледжа Университета Иллинойса Викрама Амара, приговор Трампу ни при каких условиях не посчитают справедливым 30—40% американцев. Амар сознательно приуменьшает число сторонников экс-президента — в реальности приговор Трампу расколет нацию пополам. Но дело даже не в этом. Попытка продемонстрировать, что перед законом все равны и даже сын действующего президента не избежит наказания, не сможет укрепить пошатнувшуюся веру американцев в беспристрастность правосудия, а лишь усугубит кризис доверия к институтам. Достаточно просто сравнить перспективы, которые открываются перед Трампом (400 лет тюремного заключения) и перед Хантером Байденом — штраф и выполнение предписаний федерального судьи.

«Минюст предоставил Хантеру Байдену VIP-услуги, которые обычные граждане никогда не получают, и это выглядит скверно. Но ещё хуже то, что никто в федеральной системе правосудия, похоже, не заинтересован в том, чтобы разобраться в обвинениях семьи Байден в коррупции», — пишет Джонатан Тобин в Newsweek. А между тем американская Фемида оказалась настолько слепа, что заключила сделку с Хантером спустя несколько дней после того, как сенатор-республиканец Чарльз Грассли заявил о существовании 17 аудиозаписей разговоров, предположительно, владельца компании Burisma Злочевского с Хантером и Джо Байденами, доказывающих их вовлечённость в коррупционные схемы на Украине. «Каждый американец должен быть взбешён этими вопиющими двойными стандартами», — считает Тобин.

«Прежде всего, не было никакого уголовного преступления, — издевается Такер Карлсон. — Хантер Байден, нарушивший федеральные законы об оружии, всё ещё может носить оружие. Фактически Министерство юстиции только что крестило Хантера Байдена — грехи всей жизни были смыты в одно мгновение. Это было светское чудо».

Вместо того чтобы убедить нацию в беспристрастности американского правосудия, ручной байденовский Минюст в очередной раз подтвердил, что политическая система США на глазах превращается в авторитарный режим, защищающий исключительно интересы леволиберального истеблишмента. 

* Фонд «Открытое общество» (Open Society Foundation) — организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры от 26.11.2015

Кирилл Бенедиктов